Развитие творческого мышления: Учебное пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет

Кафедра технологии машиностроения

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Учебное пособие

Комсомольск-на-Амуре   2001

УДК 65.01

Развитие творческого мышления: Учебное пособие / Б.И. Долотов. – Комсомольск-на-Амуре; КнАГТУ, 2001 –   107  с.

Основой успешной деятельности человека является наличие у него творческих способностей. В учебном пособии творческий процесс рассматривается в непосредственной связи с универсальной информационной моделью развития систем с учетом синергетических механизмов.

Практический материал пособия направлен на изменение сложившихся стереотипов мышления. Значительное внимание уделено воображению как главной составляющей творческого мышления.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения, особенно для тех, кто стремится наиболее полно реализовать свои скрытые возможности.


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ

МРЗ – метод золотой рыбки

МСК – метод снежного кома

МФО – метод фокальных объектов

РТМ – развитие творческого мышления

СО – системный оператор

УИМР – универсальная информационная модель развития

ФП – физическое противоречие

ЭИВ – энерго-информационное воздействие

ЭИП - энерго-информационный поток

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о творчестве, о значении творческой работы для общего развития личности – безусловно, самый важный вопрос психологии и педагогики. Интерес к этой проблеме не угасает, напротив, все больше растет. Современная эпоха создала потребность в новом типе личности. Способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств и самой творить новые обстоятельства. Этим потребностям удовлетворяют качества личности, которые психология определяет как «творческие».

Не случайно в последние годы появились многочисленные издания, цель которых – научить всех желающих думать, помочь им стать творческими личностями [1, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 23, 27, 29, 37, 42, 46, 48]. На самом деле публикуется огромное количество печатных работ о правильном мышлении и творчестве, перечислить которые попросту невозможно. Сам факт возрастающего внимания к обозначенной проблеме говорит о том, что она далека еще от своего окончательного решения.

В учебном пособии предлагается новый подход к решению проблемы творчества, основанный на разработках ученых в области психологии, философии, синергетики, технического творчества.


Польза системы для мышления состоит не только в том, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, по известному плану, но и в том, что о них вообще мыслят.

Георг Лихтенберг

ВВЕДЕНИЕ

Мышление, психический мир – мир образов, мыслей, эмоций и переживаний – не менее содержательны и сложно устроены, чем окружающий нас физический мир. Мы существуем в двух ипостасях: физической и субфизической (психологической, духовной, тонкоматериальной, феноменальной и т.п.). Игнорирование этого факта приводит к заблуждениям и нелепицам, подобным утверждению, что «мозг выделяет мысль также, как печень выделяет желчь». Любому творческому действию человека на физическом уровне  предшествует психический (мыслительный) акт на субфизическом уровне. И если строение физического мира мы постигаем довольно успешно, то мир субфизический не устает удивлять нас своими загадками и возможностями. Мышление принадлежит к наиболее  существенным элементам субфизической действительности.

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий, психологи, философы. Невозможно даже  перечислить многочисленные работы и их авторов, уделивших внимание этому необычайно интересному и во многом еще загадочному феномену. Неугасающий интерес к проблеме творчества свидетельствует о ее актуальности, а также об отсутствии на сегодняшний день единых продуктивных подходов к этой проблеме.

До сих пор дискутируются вопросы о природе таланта, одаренности

Похожие материалы

Информация о работе