Эксплуатация разъединителей. Опорные разъединители. Акустико-эмиссионный контроль состояния изоляторов разъединителей, страница 8

Ввиду того, что для работы телескопа от оси движения контактов требуется небольшое пространство, разъединители этого типа можно устанавливать с любой стороны включателя, а их заземленные неподвижные части могут располагаться на площади, предназначенной для обслуживания включателя, или на одной с ним раме (рис.  б).

Использовать телескопические разъединители целесообразно при любом номинальном напряжении. При создании разъединителей внутренней установки с номинальным напряжением ниже 145 кВ можно использовать конструктивные идеи существующих разъединителей наружной установки.

а                                                 б

Рис. 6. Телескопический разъединитель:

а — общий вид; б - расположение в зоне обслуживания выключателя: 1 - неподвижный контакт; 2 - элемент   телескопа; 3 - изолирующая опора

Характерной особенностью разъединителей телескопического типа является их зависимость от расстояния до неподвижного контакта, закрепленного на верхней шине, и его формы. Для улучшения работы разъединителей неподвижный контакт выполняется в виде «тюльпана», а подвижный - в виде конуса. Такая форма неподвижного контакта не только исключает влияние отклонения подвижной части телескопа под действием ветра, но и Демпфирует действие ударных нагрузок. Наличие конуса на подвижном контакте позволяет производить надежное включение и осуществлять самозачистку поверхностей контактов при включении.

Кроме перечисленных имеются другие типы и разрабатываются новые конструкции разъединителей.

3. ПОДВЕСНЫЕ РАЗЪЕДИНИТЕЛИ

Как видно из приведенных конструкций, разъединители состоят из трех основных узлов: токоведущего контура с разъемными контактами, изоляционной конструкции и привода. Заземлитель может рассматриваться как самостоятельный аппарат. Токоведущие контуры выполняются в зависимости от параметров и условий эксплуатации. На напряжение 500 кВ и выше они снабжаются специальными экранами, предотвращающими появление видимой короны, а также выравнивающими распределение напряжения по длине изоляции.

Изоляционные конструкции опорных отечественных разъединителей на напряжение 330 кВ и выше выполняются в виде треноги с вращающейся в центре колонкой или в виде вращающегося блока, состоящего из трех колонок изоляторов.

Обе конструкции трудоемки при сборке и монтаже, а вследствие скрытых дефектов фарфора и предварительных механических напряжений, которые возникают при сборке, часто являются причиной аварий в распределительных устройствах. Кроме того, при колебаниях температуры и осадках фундамента рама, на которой устанавливаются изоляционные разъемные конструкции с токоведущим контуром, может деформироваться, и как бы тщательно ни были отрегулированы разъемные контакты, нарушения в их работе неизбежны. Особенно этот недостаток проявляется в разъединителях 750 кВ и выше.

Некоторые недостатки отсутствуют у подвесных разъединителей. В них практически нет элементов, в которых можно создать при сборке нерасчетные механические напряжения. Колебания температуры не сказываются на взаимном расположении контактирующих элементов. Посадки фундамента не влияют на работоспособность разъединителя, так как порталы ОРУ, на которых кроме ошиновки устанавливаются подвижные контакты разъединителей, являются ответственными элементами РУ, поэтому изготавливаются и устанавливаются особенно тщательно. Смещение неподвижного контакта, возможное из-за осадки фундамента изоляционной опоры или аппарата, на которых установлен неподвижный контакт, не приводит к нарушению работоспособности разъединителя, потому что его контактная система рассчитывается на довольно значительные отклонения подвижного контакта ветром.

Возможно создание нескольких конструкций подвесных разъединителей. Однако можно выделить две основные группы разъединителей, в которых:

подвижные и неподвижные контакты закреплены на подвесной изоляции, в одном полюсе имеют два видимых разрыва;

подвижный контакт закреплен на изоляционной подвеске, неподвижный - на опорной изоляционной конструкции с одним видимым разрывом.