Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебно-практическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

рубежом, представлено метрологическое обеспечение народного хозяйства. Пособие связано с большим количеством нормативных документов.

Пособие предназначено для студентов и слушателей всех форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

ББК 65.2290- 80я73

©  Комсомолький-на-Амуре государственный технический университет, 2001

©  Институт дистанционного образования Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, 2001

ISBN 5-7765-0240-3


О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ. 5

1 ОСНОВЫ  СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 6

1.1 Содержание стандартизации. 6

1.1.1 Категории стандартов. Общая характеристика различных. 6

категорий стандартов. 6

1.1.2 Виды стандартов. Характеристики стандартов различных видов. 6

1.1.3 Порядок и стадии разработки государственных стандартов России. 7

1.1.4 Проверка на патентную чистоту разрабатываемого стандарта. 8

1.1.5 Упорядочение объектов и методические основы стандартизации. 9

1.1.6 Государственная система стандартизации России и стран СНГ. 12

1.1.7 Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. 14

1.1.8 Технические условия как разновидность стандарта. 15

1.1.9 Применение стандартов и технических условий на предприятиях России. 16

1.1.10 Тесты для самоконтроля. 17

1.2 Межотраслевые системы стандартов. 18

1.2.1 Роль межотраслевой системы стандартов. 18

1.2.2 Применение межотраслевых систем стандартов. 18

1.2.3 Тесты для самоконтроля. 20

1.3 Международная стандартизация. 20

1.3.1 Тесты для самоконтроля. 23

1.4 Экономическая эффективность стандартизации. 23

1.4.1 Тесты для самоконтроля. 24

2 СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ  И  УСЛУГ. 25

2.1 Организация процессов сертификации. 25

2.1.1 Понятие сертификации и история ее развития. 25

2.1.2 Правовые основы сертификации. 26

2.1.3. Объекты сертификации. 31

2.1.4 Сертификация персонала. 32

2.1.5 Системы сертификации  Российской Федерации. 33

2.1.6 Схемы сертификации продукции принятые в РФ.. 36

2.1.7 Этапы выполнения сертификации. 38

2.1.8 Форма сертификата соответствия. 42

2.1.9 Аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации. 45

2.1.10 Тесты для самоконтроля. 46

2.2 Основы сертификационных испытаний. 47

2.2.1 Виды испытаний. 47

2.2.2 Проведение испытаний. 50

2.2.3 Тесты для самоконтроля. 53

2.3 Нормативно – методическое  обеспечение  сертификации. 53

2.3.1. Требования к стандартам, используемым в процедуре сертификации. 53

2.3.2 Тесты для самоконтроля. 57

3 ОСНОВЫ  МЕТРОЛОГИИ.. 57

3.1 Предназначение измерений в народном хозяйстве. 57

3.1.1 Тесты для самоконтроля. 58

3.2 Технические измерения. 58

3.2.1 Тесты для самоконтроля. 64

3.3 Порядок выполнения однократного измерения. 64

3.3.1 Тесты для самоконтроля. 65

3.4 Обеспечение единства измерения. 65

3.4.1 Тесты для самоконтроля. 67

3.5 Государственная система обеспечения единства измерений. 67

3.5.1 Тесты для самоконтроля. 68

3.6 Государственный метрологический контроль. 68

3.6.1 Тесты для самоконтроля. 70

3.7 Калибровка средств измерения. 70

3.7.1 Тесты для самоконтроля. 71

3.8 Виды метрологической деятельности. 71

3.8.1 Тесты для самоконтроля. 72

3.9 Правовая база метрологии. 72

3.9.1 Тесты для самоконтроля. 72

4 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.. 72

Р е к о м е н д у е м а я   л и т е р а т у р а. 74


В В Е Д Е Н И Е

Роль стандартизации, сертификации и метрологии при производстве продукции

В последние годы в вузовских учебных планах по многим специальностям появились предметы, направленные на изучение сертификации и связанными с ней смежными видами деятельности. К ним относится метрологическое обеспечение, стандартизация и управление качеством. Сертификация продукции и услуг в стране стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества, что определяет развитие производства и его эффективность. Сертификация связана с высокой компетенцией специалистов, которые реализуют ее процедуры, а также разрабатывают нормативно-методические документы.

Управление качеством и ассортиментом базируется на стандартизации и метрологии. Изготовитель и его торговый посредник, стремясь поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Овладение методами управления качеством товаров является одним из главных условий выхода промышленного и торгового предприятия на рынок с конкурентоспособной продукцией и услугами. Одновременно стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, соисполнителя и заказчика. Это является важным фактором принятия правильных производственных решений.

За рубежом уже в начале 80-х годов пришли к выводу, что успех бизнеса определяется, прежде всего, качеством продукции. В отечественной науке об управлении качеством продукции накоплен большой научно-методический потенциал. Но, к сожалению, он не был востребован практикой из-за особенностей управления народным хозяйством страны.

Для решения этих проблем необходимы знания по общенаучным и общеинженерным дисциплинам: физике, теории вероятностей и другим

Похожие материалы

Информация о работе