Графика в Delphi: Методические указания к лабораторным работам по курсу «Информатика»

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Кафедра «Технология машиностроения»

Графика в Delphi

Методические указания к лабораторным работам по курсу «Информатика» для студентов специальностей 120100, 072000

Комсомольск-на-Амуре 2003


УДК 681.3

Графика в Delphi: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Информатика» для студентов специальностей 120100, 072000 дневной формы обучения / Сост.: А.А. Просолович. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2003. – 37 с.

Работа является составной частью лабораторного практикума по курсу «Информатика» и предназначена для изучения программирования в операционной системе Windows.

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета.

Согласовано с отделом стандартизации.


СОДЕРЖАНИЕ

1 Использование готовых графических файлов. 4

2 Построение изображений. 7

2.1 Рисование на холсте. 7

2.1.1 Холст. 7

2.1.2 Карандаш.. 8

2.1.3 Кисть. 8

2.2 Деловая графика. 20

3 Мультимедиа. 28

3.1 Компонент Animate. 28

3.2 Компонент MediaPlayer 33

3.2.1 Воспроизведение звука. 33

3.2.2 Воспроизведение видео. 34

Библографический список. 37


Цель работы: изучить принципы работы с графикой и получить навыки создания приложений, работающих с графикой.

1 Использование готовых графических файлов

Для отображения готовых графических файлов можно использовать компонент Image (Страница Additional). Его свойство, которое может содержать изображение, – Picture. Свойство поддерживает три типа файлов – битовые матрицы, пиктограммы и метафайлы.

Задание:

1)  Начните новый проект Image;

2)  На форме расположите компонент Image как на рис. 1;

Рисунок 1 – Расположение компонентов

3)  Для компонента Image установите следующие свойства: Align – alClient (выравнивание по всей клиентской области формы), Stretch – True (растягивание изображения во весь компонент);

4)  Для свойства Picture вызовите мастер (рис. 2) и загрузите произвольный графический файл *.bmp.

Рисунок 2 - Мастер

5)  Запустите приложение и произвольным образом измените размер формы (рис. 3). 

Рисунок 3 – Выполнение программы

Возможно задавать значение свойства Picture программно. Рассмотрим подобный вариант на примере создание графического просмотрщика.

Задание:

1)  Начните новый проект ImageViewer;

2)  На форме расположите компоненты Image, OpenPictureDialog и MainMenu как на рис. 4;

Рисунок 4 – Расположение компонентов

3)  Создайте меню следующего вида: Файл > Открыть,  Выход;

4)  Для компонента Image установите следующие свойства: Align – alClient (выравнивание по всей клиентской области формы);

5)  В обработчике меню Файл > Открыть создайте загрузку графического файла в компонент Image1 (рис. 5);

Рисунок 5 – Обработчик события

6)  Проверьте работу программы.

2 Построение изображений

2.1 Рисование на холсте

2.1.1 Холст

Многие компоненты в Delphi имеют свойство Canvas (холст), представляющее собой область компонента, на которой можно рисовать или отображать готовые изображения. Холст содержит методы и свойства, существенно упрощающие работу с графикой.

Каждая точка холста имеет координаты X и Y. Система координат имеет начало в верхнем левом углу холста. Координата X возрастает слева направо, координата Y - сверху вниз.

Координата измеряется в пикселах. Пиксел - наименьший элемент рисунка, которым можно манипулировать. Важнейшее свойство пиксела - цвет. Для графики констант цветов часто бывает не достаточно, поэтому чаще цвет задается в виде 4-байтового шестнадцатеричного числа, три младших байта которого соответственно представляют интенсивность синего, зеленого и красного цвета. Чистым цветам соответствуют: синему - $00FF0000, зеленому - $0000FF00, красному - $000000FF. $00000000 - черный цвет, $00FFFFFF - белый. В приложениях цвет удобно назначать с помощью диалога ColorDialog (страница Dialogs палитры компонентов).

Рисовать на холсте можно с использованием его свойства Pixels. Это свойство представляет собой двумерный массив, индексами которого являются координаты пикселов X и Y, а элементами - цвет данного пиксела. Например, Cavas.Pixels[50, 20] := clGreen - задание пикселу с координатами X=50 и Y=20 зеленого цвета. Рисование на холсте с использованием Pixels является достаточно медленной процедурой. Поэтому чаще используют специальные методы: LineTo - для линии, Arc - для дуги, RectAngle - для прямоугольника.

2.1.2 Карандаш

У холста есть свойство Pen - карандаш, которое определяет, чем будут рисоваться фигуры на холсте. Этот объект имеет в свою очередь следующие свойства:

1)  Color - цвет линии

2)  Width - ширина линии

3)  Style - вид линии (сплошная, штриховая и др.)

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Информатика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
661 Kb
Скачали:
0