Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1.2. Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей

В современных условиях развития все большее число предприятий оборонно-промышленного комплекса осознают сложность и многогранность перспективного управления финансовой деятельностью опираясь на научную методологию предвидения ее направлений и методов, адаптации к единым целям развития оборонного предприятия и изменяющимся внешним условиям внешней финансовой среды. Следует согласиться с мнением большинства исследователей в том, что эффективным инструментом эффективного управления комплексной финансовой деятельностью организации, подчиненного реализации цели повышения его рыночной стоимости в условиях происходящих существенных изменений макроэкономического характера, конъюнктуры финансового рынка которая связана с этим неопределенностью,  является финансовая стратегия.

Разработка финансовой стратегии предприятия в современности полагается на методологических принципах прогрессивной концепции управления – «стратегического управления», – которая достаточно активно внедряется с начала 70-х годов в корпорациях иностранных государств Западной Европы. Основная концепция стратегического управления представляет четкое стратегическое позиционирование предприятия (включая и его финансовую позицию), отражаемое в системе принципов и методов его функционирования, механизме взаимоотношения субъекта и объекта управления, характере взаимодействий между элементами хозяйственной и организационной структуры и методах их адаптации к колеблющимся условиям внешней среды.

Рассматривая более поздний период, необходимо отметить, что к концу ХХ, началу XXI века вопросам разработки финансовой стратегии предприятия посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых и специалистов.

Автору данного исследования близки подходы И.А. Бланка, наиболее полно аккумулировавшего и обобщившего в своих работах именно вопросы формирования финансовой стратегии предприятия. В своих исследованиях он утверждал, что основой финансовой стратегии предприятия является финансовая идеология, которая характеризует систему основополагающих методов реализации финансовой деятельности конкретного предприятия, которые определяются его «миссией» и финансовым менталитетом его учредителей и менеджеров.

Отсюда можно сделать вывод о том, что финансовая стратегия предприятия представляет собой выстроенную систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее существенных путей их достижения.

Рассматривая роль, которую играет финансовая стратегия в парадигме стратегического управления предприятия, необходимо дифференцировать виды стратегий развития по их уровням. В системе стратегического управления выделяют три основные вида стратегий – корпоративную стратегию (определяющую перспективы развития организации в целом),  стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц), направленные на обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его рентабельности,  функциональные стратегии, сформированные по основным видам  деятельности компании.

В упрощенном виде финансовая стратегия может быть отражена как одна из функциональных стратегий компании (производственной, инвестиционной, маркетинговой, кадровой, организационно-структурной и др.). Однако она является ведущей стратегией предприятия, поскольку отдельными финансовыми способами  и инструментарием в рамках финансового менеджмента она обеспечивает воплощение других функциональных стратегий, являющихся составной частью общей стратегии компании.

Обобщая теоретические взгляды на место и роль финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия, можно представить её в следующем виде (см. рис. 1.2).

Иллюстрация позволяет автору выделить несколько направлений деятельности при разработке корпоративной стратегии. Во-первых, это деятельность с конечной целью диверсификации. Применительно к предприятиям оборонно-промышленного комплекса этот аспект определяет, будет ли диверсификация  состоять из нескольких отраслей ОПК или будет иметь место во многих других, что и определит новую позицию компании в каждой из целевых отраслей. Во-вторых, прогрессирование общих показателей работы в тех оборонных отраслях, где уже функционирует компания. В процессе утверждения позиции компании в некоторых отраслях корпоративная стратегия направлена на улучшении работы во всех сферах деятельности предприятия. Конечные решения принимаются в отношении увеличения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и доходности компаний, в которые вложены финансовые средства. В-третьих, целесообразно найти пути получения синергетического эффекта в среде симметричных хозяйственных подразделений и трансформация его в конкурентное преимущество, поэтому, чем сильнее у предприятия связь между многообразными направлениями деятельности, тем больше у нее

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
0