Комментарий по вопросу экологических платежей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Комментарий по вопросу экологических платежей.

Постановлением от 12.06.03 №344 (далее — постановление № 344) Правительство РФ реанимировало плату за загрязнение окружающей природной среды. Можно сказать, поставлена точка в длящемся более года споре между правительственными чиновниками и хозяйствующими субъектами, чья деятельность наносит ущерб природе и здоровью людей.

Хронология судебных решений.

В марте прошлого года Верховный суд РФ признал незаконным постановление Правительства РФ от 28.08.03 № 632 (далее — постановление № 632), которым изначально был утверждён порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды. Кассационная инстанция ВС РФ 4 июня 2002 года согласилась с доводами заявителей о том, что этот платёж носит налоговый характер и может устанавливаться только федеральным законом, а не правительственным актом. Основываясь на определении Кассационной коллегии ВС РФ от 04.06.02 № КАС 02-232, налоговое ведомство сообщило налогоплательщикам, что с 4 июня 2002 года они могут не перечислять платежи за загрязнение природы.

Такое положение дел не устроило правительственных чиновников, и последовал запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности постановления № 632. Конституционный Суд РФ определением от 10.12.02 № 284-0 признал неналоговый характер платы. Из определения следовало, что по сути плата за загрязнение окружающей среды представляет собой фискальный сбор. Его государство взимает с природопользователей в качестве компенсации за причинённый их деятельностью вред окружающей природе. КС РФ установил, что постановление № 632 сохраняет силу и должно применяться судами, другими органами и должностными лицами. Это определение вступило в силу 25 декабря 2002 года. С этого момента была восстановлена обязанность природопользователей уплачивать сбор в виде платы за загрязнение окружающей среды.

23 января 2003 года ВС РФ отменил своё прежнее решение от 28.03.02г. № ГКПИ 2002-178, подтверждённое определением Кассационной коллегии ВС РФ № КАС 02-232. Но на этом судебные баталии не закончились. Спустя три недели ВС РФ принимает новое решение (ГКПИ 03-49): признать недействующим пункт 2 постановления № 632, которым Правительство РФ передало свои полномочия по установлению размеров платы одному из министерств — МПР России. Кассационная коллегия ВС РФ оставила это решение в силе, что и было закреплено в определении от 15.05.03 № КАС 03-167.

Таким образом, с 12 февраля до середины текущего года сохранялась двусмысленная ситуация — платежи за загрязнение окружающей среды установлены, а ставок для их расчёта не было. Разрешило проблему комментируемое постановление, установившее, наконец, нормативы платы.

Виды воздействия и базовые нормативы.

Плата, как известно, взимается с природопользователей за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:

•  выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;

•  сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

•  размещение отходов производства и потребления.

Постановлением № 344 установлены два вида базовых нормативов платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ:

•  в пределах установленных допустимых нормативов;

•   в пределах установленных лимитов. Базовые нормативы платы и устанавливаемые на их основании в регионах конкретные ставки платы определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение пределах установленных норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше.

Базовые нормативы платы за выбросы вредных веществ в атмосферу

Похожие материалы

Информация о работе