Внедрение природоохранных технических средств и технологий. Охрана водных ресурсов, страница 2

Обозначения: 1 – ж/д цистерна; 2 – нижняя горловина; 3 – редукционный клапан; 4 – регулирующая арматура; 5 – пароувлажнитель; 6 – конденсатооотводчики; 7 – верхняя горловина; 8 – верхняя монтажная крышка; 9 – манометры; 10 – термометры; 11 – высокоэффективный теплообменник; 12 – запорная арматура; 13 – воздушки; 14 – коллектор; 15 – переливные стаканы; 16, 19 – подогреватели; 17 – загрузочный бункер; 18 – откачивающий насос; 20 – сборник нефтеотходов; 21 – емкость для приготовления раствора «О-БИС»; 22 – кассета с блоком коалесцирующих пластин; 23 – сепаратор-сборник; 24 – напорный насос; 25 – пробоотборник; 26 – моечная головка;; 27 – нижняя монтажная крышка; 28 – спускники для воздуха.


1.  Внедрение в локомотивном моторвагонном депо Крюково замкнутой системы обмывки кузовов электропоездов на установке «ВЕЗУМАТ» (Германия) с очисткой используемой воды на БМВК «УФИАН-10В» (Россия).

Сооружения предназначены для очистки сточных вод, образующихся при мойки подвижного состава (электричек), с целью их возврата для многократного использования. Очистка сточных вод обеспечивается комбинированной технологией, разработанной фирмой “Потенциал-2” г.Санкт-Петербург, которая включает гравитационную, электрохимическую, флотационную и фильтрационную очистку.

          Установка «УФИАН-10В» представляет собой блочно-модульный водоочистной комплекс (БМВК), в состав которого входят: электрореактор, флотатор, фильтры, устройство для промывки фильтров и сборник шлама. Все эти сооружения объединены в одной конструкции. Технологическая схема процесса очистки сточных вод в локомотивном депо Крюково следующая:

Сточные воды, образующиеся при обмывке моторвагонных секций, разделяются на 3 потока:

-  Загрязненные сточные воды от позиций предварительного нагрева поверхности вагонов в зимнее время или их охлаждения в летнее время;

-  Загрязнённый моющий раствор от позиций обмывки вагонов и первого ополаскивания;

-  Нейтральные сточные воды от второго ополаскивания.

Состав сточных вод зависит от степени загрязнения моторвагонных секций и вида используемых моющих растворов. Каждый поток сточных вод проходит очистку на отдельной установке «УФИАН-10В», образуя три контура оборотного использования очищенной воды.

Сточные воды от позиции предварительного нагрева поверхности вагонов, осветлённые в приёмном резервуаре, насосом подаются в электрореактор с комбинированными электродами из железа и алюминия, где под действием постоянного электрического тока происходит их растворение и образование мелкодисперсных пузырьков водорода. Этот процесс сопровождается переходом в воду ионов железа и алюминия. В результате гидролиза образуются хлопья гидроксида железа и гидроксида алюминия, которые при взаимодействии с частицами загрязнения и пузырьками водорода во флотаторе всплывают на поверхность жидкости, образуя слой шлама. Для интенсификации процесса флотации в электрореактор подается вода, насыщенная воздухом под избыточным давлением. Процесс растворения воздуха в воде происходит в сатураторе. Флотационный шлам при поднятии уровня жидкости по специальным желобам отводится в сборник шлама. После флотатора вода подвергается двухступенному фильтрованию на фильтрах первой и второй ступени через вспененную полистирольную загрузку, которая легче воды. Фильтры периодически промываются с помощью гидроробота. Промывная вода сбрасывается в приёмный резервуар сточной воды. Очищенная вода поступает в резервуар очищенной воды первого контура, откуда насосом подаётся на водоподогревательную установку и далее на позицию нагрева поверхности вагонов.

Сточная вода от позиции обмывки вагонов с применением моющих средств из приёмного резервуара насосом подаётся на БМВК «УФИАН-10В» второго контура, где проходит все стадии очистки, описанные выше. В качестве моющих растворов используют кислотные или щелочные моющие растворы. Для нейтрализации образующихся стоков предусмотрено кислотно-щелочное хозяйство.

Сточные воды от позиции вторичного споласкивания поверхности вагонов из резервуара сточной нейтральной воды насосом подаются на БМВК третьего контура и проходят очистку аналогично вышеописанной схеме. Очищенная вода собирается в бак чистой воды, откуда насосом подаётся на бактерицидную установку и затем собирается в бак обеззараженной воды для второго споласкивания и приготовления моющего раствора.

Скопившийся в сборниках флотационный шлам насосом перекачивается в накопитель осадка, откуда он поступает на механическое обезвоживание на центрифугу. Обезвоженный осадок собирается в контейнеры и направляется на вывоз, а декантат поступает в приёмный резервуар сточных вод первого контура.

Для восполнения потерь в оборотных системах предусмотрена подпитка свежей водой.