Анализ функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг России на современном этапе (Глава 2 дипломной работы)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

.


Глава 2. Анализфункционированиярынкажилищно-коммунальныхуслугРоссиинасовременномэтапе

2.1. Анализ формирования конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг в России и Иркутской области

Переход к конкурентному рынку ЖКУ в России процесс сложный и длительный. Основываясь на положениях экономической теории относительно создания условий для перехода России к рыночному хозяйству и последующего его развития [33, с.74-77], нами были сформулированы соответствующие условия для осуществления данных процессов в ЖКХ:

1.  Формирование института реальных собственников жилья.

2.  Переход от административных форм управления предприятиями к системе договорных отношений независимых субъектов хозяйствования с собственниками жилья.

3.  Развитие системы самоуправления граждан в жилищной сфере, экономическое и правовое обеспечение создания и функционирования товариществ собственников жилья (ТСЖ).

4.  Постепенное ограничение государственного контроля над ценами, переход к свободному ценообразованию и полноценному финансированию организаций, оказывающих ЖКУ.

5.  Контроль со стороны соответствующих органов за деятельностью и тарифообразованием естественных локальных монополий, производящих ЖКУ.

6.  Обеспечение со стороны государства социальных гарантий определенным группам населения - потребителям ЖКУ.

7.  Разработка комплексной нормативно-правовой базы, согласующей интересы федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

8.  Делегирование собственником жилищного фонда на конкурсной основе функций управления и обслуживания жилой недвижимости специализированным организациям.

9.  Становление новых хозяйственных структур по управлению жилищным фондом, выступающих основными заказчиками ЖКУ.

Учитывая необходимость выполнения вышеприведенных условий, и основываясь на данных источников [5, 13,  17, 19, 24, 31, 34, 37, 40], проанализируем, каким образом осуществляется формирование конкурентных отношений на рынке ЖКУ России в целом  и  Иркутской  области  в частности.

Полноценными участниками рынка ЖКУ могут быть только собственники жилья или легальные его арендаторы. Из таблицы 2.1. видно, что в целом по России в 2004г. 68% жилищного фонда находилось в частной собственности, в то время как в 1990г. (на начало реформ в ЖКХ) — только 33% (рост составил 2,06 раза). В Иркутской области в 2004 году в частной собственности находилось почти 63% жилищного фонда, по сравнению с 34% в 1990 году (рост составил 1,85 раза).

                          Таблица 2.1.

Структура собственности на жилищный фонд

Форма собственности

Россия

Иркутская область

1990

2004

1990'

2004

-   Муниципальная

32%

24%

37,4%

34%

-   Государственная

67%

8%

66%

3,4%

-   Частная8 (вкл. жилищные и жил.-строительные кооперативы)

33%

68%

34%

62,6%

Однако на практике мы имеем следующее положение дел. Зачастую население не понимает, что в процессе приватизации квартиры оно приобрело не только права, но и обязанности собственника. Осознание новой социальной, экономической и правовой позиции собственника является сложным процессом. Вряд ли следует ожидать, что с момента принятия новых законов эти нормы незамедлительно и точно трансформируются в сознание и практические действия людей, да и практика показывает, что этого не происходит. Особенно часто встречается со стороны «новых» собственников непонимание следующих вопросов:

-  осознание своих прав и обязанностей, которые касаются частей дома, находящихся в общей долевой собственности. Ответственность за эти части дома, по распространенному мнению, лежит на муниципалитете или на предприятии, на балансе которого находится дом;

-  понимание того, что они должны взаимодействовать между собой по поводу эксплуатации жилого дома на основе новых принципов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
315 Kb
Скачали:
0