Парогазовые установки с впрыском пара ПГУ-STIG, страница 14

Другим путем повышения экономичности является использование "перерасширения" рабочего тела в парогазовой турбине, т.е. поддержание давления в ее выхлопном патрубке и в КУ существенно ниже атмосферного. В этом случае уходящие газы после охлаждения в КУ сжимаются специальным эксгаустером для их выброса в атмосферу. Выигрыш в тепловой экономичности достигается в результате того, что прирост полезной мощности силовой турбины ПГУ больше, чем потери мощности на привод эксгаустера. Снижение удельного расхода топлива может составить несколько процентов (относительных). Поскольку реализация этих путей связана с дополнительными капиталовложениями, окончательный вывод об их целесообразности в плане снижения стоимости производства электроэнергии по сравнению с упрощенным вариантом ПГУ-STIG может быть сделан после детального технико-экономического расчета. Существенного увеличения показателей ПГУ (ГТУ) можно достигнуть, применяя промежуточный подогрев газа. Такие идеи уже высказывались ранее. Эта идея реализуется и в турбине СТ-26 АВВ. В связи с этим была выполнена оценка показателей ПГУ с впрыском пара при наличии после ступени высокого давления газовой турбины, вращающей КВД, второй камеры сгорания. Принципиальная схема этого варианта ПГУ с впрыском пара приведена на рис. 7. При этом анализируется вариант с приводом компрессора низкого давления от противодавленческой паровой турбины со сбросом отработанного пара в первую камеру сгорания и выработкой части пара низкого давления с подачей его во вторую камеру сгорания. Количество подаваемого в КС-2 пара низкого давления при заданной температуре продуктов сгорания за этой камерой лимитируется допустимым по условиям эффективного сгорания топлива коэффициентом избытка воздуха; в выполненных расчетах он принимался равным 1,1.

Результаты выполненных оценок эффективности подобной установки приведены на рис. 8, а ее удельной мощности на рис. 9.  Из рис. 8 видно, что при πк>60 и температуре продуктов сгорания в обеих КС 1600 °С КПД установки превышает 61 %. КПД установки находится на уровне 60 % и выше при температурах рабочего тела 1600 и 1500 °С в первой и второй КС соответственно, и даже в существенно "облегченном" по условиям охлаждения лопаток варианте Т*г =1500 °С в обеих камерах сгорания (при πк>70). Интересно отметить, что при πк >60 данная схема при сравнительно просто реализуемых Т*г =1400 °С в обеих КС примерно на 2 % (абсолютных) превосходит по экономичности простейший вариант ПГУ-ISTIG (рис.1) с Т*г =1600 °С.

Как видно из рис. 9, данная схема обладает также исключительно высокими удельными показателями. Так, при Т*г =1500 °С в обеих КС и πк = 70 удельная выработка электроэнергии составляет 1 ,65 МДж/кг воздуха на входе в компрессор.


Рис. 7. Принципиальная схема высокотемпературной ПГУ с впрыском пара с двумя подогревами рабочего тела. 1 - КНД; 2 - воздухоохладитель; 3 - КВД; 4противо- давленческая паровая турбина; 5 - КС-1; 6 - ТВД; 7 -КС-2; 8 - силовая турбина; 9 - генератор; 10 - котел-утилизатор; 11 - топливо



Рис.8. Эффективность ПГУ с впрыском пара с двумя ступенями подогрева рабочего тела.

1 – 2КС (1600 – 1600 0С); 2 – 2КС (1600 – 1500 0С); 3 – 2КС (1500 – 1500 0С); 4 – 2КС (1400 – 1400 0С); 5 – 1КС (1600 0С).



Рис. 9. Удельная мощность ПГУ с впрыском пара с двумя ступенями подогрева рабочего тела.


В заключение следует сказать, что подвод водяного пара в камеру сгорания даже при весьма высокой результирующей температуре рабочего тела на выходе из нее позволяет снизить температуру в стехиометрических зонах горения топлива и обеспечить содержание вредных примесей (N0x , СО и полиаро- матических углеводородов) на уровне, предписываемом требованиями современных санитарных норм .

Таким образом, схема ПГУ с впрыском пара обладает рядом достоинств как по эффективности преобразования тепла топлива в электроэнергию и экологическим показаниям, так и по удельным показателям мощности и стоимости выработки электроэнергии. Разработки этого варианта ПГУ с использованием уже имеющегося опыта и с учетом технологических возможностей авиационного двигателестроения перспективны. Они соответствуют складывающимся в мировой энергетике тенденциям: широкое использование природного газа, рост начальных параметров, применение новых материалов, использование впрыска пара и внедрение в стационарную энергетику инженерных решений, отработанных в военном двигателестроении.