Инструкция по эксплуатации генератора ТГВ-200-24, страница 6

В верхней части корпуса статора крепятся короба газоохладителей, которые газоплотно приварены к корпусу статора.

2.5.2. Сердечник статора.

Сердечник статора состоит из отдельных пакетов, собранных из штампованных и изолированных лаком сегментов высоколегированной холоднокатаной электротехнический стали.

Пакеты разделены между собой распорками, образующими вентиляционные каналы. Для предотвращения передачи вибрации на корпус статора сердечник статора подведен в корпусе при помощи специальных пружин.

Пазы сердечника статора – открытые. Обмотка статора - двухслойная, стержневая, корзиночного типа, с внутренним охлаждением водой (дистиллятом), циркулирующей по полым проводникам.

2.5.3. Ротор.

Ротор изготовлен из цельной поковки высококачественной стали. В бочке ротора выфрезерованны пазы, в которые укладывается обмотка возбуждения. Обмотка ротора заполнена из корытообразных проводников. Сложенные попарно два таких проводника образуют канал, через который проходит охлаждающий газ.

Направление вращения ротора турбогенератора правое, если смотреть со стороны турбины.

2.5.4. Аппарат щеткодержателей.

Аппарат щеткодержателей предназначен для подачи тока на обмотку возбуждения ротора генератора.

На верхней части на токоведущих шинах укреплены щеткодержатели с электрографированными щетками, которые снабжены регулирующим устройством, обеспечивающим необходимое давление щёток на контактные кольца.

Охлаждение контактных колец, щёток и щёткодержателей производится воздухом, циркуляция воздуха осуществляется центробежным вентилятором, насаженным на вал ротора.

2.5.5 Щиты.

В щитах наружных расположены подшипники скольжения и масляные уплотнения вала.

2.5.6.  Подшипники.

Подшипники генератора состоят из вкладыша подшипника и обоймы.

Вкладыши подшипника - литые, чугунные, с баббитовой заливкой.

Установка вкладышей в щитах осуществляется с помощью обойм.

Смазка подшипников - принудительная под давлением от масляной системы турбины. Для визуального контроля за сливом масла имеются маслоконтрольные патрубки.

2.5.7. Масляное уплотнение вала.

Масляное уплотнение вала служит для предотвращения утечки водорода из турбогенератора между вращающимся валом ротора и корпусом подшипника и является одним из ответственных узлов турбогенератора.

На турбогенераторе устанавливаются масляные уплотнения кольцевого типа, состоящие из обоймы наружного кольца и размещенного между ними вкладыша, рабочая поверхность которого состоит из запорного пояса и несущей поверхности, имеющей специальную разделку. Подвижность вкладыша обеспечивается наличием боковых зазоров.

Уплотняющееся масло, давление которого на 0,07 ÷ 0,09 МПа (0,7÷0,9 кгс/см²) превышает давление водорода в турбогенераторе подаётся в кольцевую камеру, откуда через радиальные отверстия во вкладыше попадает в зазор между вкладышем и ротором, растекаясь двумя потеками в сторону воздуха и в сторону водорода, препятствуя выходу водорода наружу.

Для предотвращения утечек уплотняющего масла через боковые зазоры в кольцевые канавки вкладыша и обоймы устанавливаются резиновые жгуты.

2.5.8.  Охлаждение.

Охлаждение генератора смешанное. Обмотка статора, соединительные шины и концевые выводы охлаждаются водой (дистиллятом), сердечник статора и ротор газа (водородом).

Вентиляция генератора осуществляется по замкнутому циклу с охлаждением газа охладителями, встроенными в корпус генератора. При  этом введено разделение на зоны высокого и низкого давления. Зону низкого давлении я обслуживает осевой вентилятор, насажанный на упорное кольцо бандажа лобовых частей ротора сто стороны турбины, который нагнетает газ через газоохладители в вентиляционные каналы сердечника статора и затем в зазор между ротором и статором.

Через этот воздушный зазор нагретый газ проходит опять к осевому вентилятору. Для регулирования потоков газа, проходящих через вентиляционные каналы между пакетами сердечника статора, рама сердечника статора заключена в оболочку, имеющую по всей поверхности отверстия различных диаметров.