Инструкция по предупреждению и ликвидации аварий на тепловых электростанциях, страница 3

4.12. Оперативно-диспетчерский персонал независимо от присутствия лиц административно-технического персонала несет личную ответственность за ликвидацию технологического нарушения, единолично принимая решения и осуществляя мероприятия по восстановлению нормального режима работы станции.

4.13. Оперативно-диспетчерский персонал при ликвидации технологического нарушения не должен отвлекаться на операции, связанные с решением второстепенных задач, сосредоточив свое внимание на решении главных вопросов.

4.14. Все переключения в аварийных условиях должны проводиться оперативным персоналом в соответствии с ПТЭ, ПТБ и местными инструкциями.

4.15. После ликвидации технологического нарушения лицо, руководившее ликвидацией технологического нарушения, обеспечивает сбор объяснительных записок персонала, участвовавшего в его ликвидации, организует разбор технологического нарушения с персоналом, участвовавшим в его ликвидации и другими лицами, необходимыми для выяснения причин нарушения и определения мер по восстановлению нормального режима работы станции.

4.16. При температуре наружного воздуха ниже 0° С оперативно-диспетчерский персонал обязан принять оперативные меры по предотвращению размораживания технологических трубопроводов ,оборудования и баков находящихся вне помещений цехов.

Поставить трубопроводы и баки на проток, контролировать работу отопления, тепло- и пароспутников.

При подаче напряжения в схему собственных нужд станции - по согласованию с диспетчером КТС, поставить теплотрассы 21,22,23,м-р «Дружба» ,промплощадку на циркуляцию.

5. Основные возможные причины посадки станции на ноль.

Посадка станции на "0" возможна по следующим причинам:

а) срабатывание ДЗШ-110 кВ или УРОВ-110 кВ в режиме работы ЗРУ-110 кВ с нарушением фиксации присоединений;

б) отказ в отключении ШСМВ при работе защит, действующих на отключение ШСМВ;

в) пожары в ЗРУ-110 кВ, в главном корпусе на кабельных трассах, кабельных полуэтажах ЦЩУ, БЩУ, ЩПТ;

г) в результате ошибочных действий оперативного персонала при изменении режима работы основного оборудования;

д) неготовность оперативного персонала к действиям по ликвидации технологических нарушении в работе оборудования станции;

е) отсутствие или неудовлетворительная работа средств связи в момент ликвидации технологических нарушений в работе оборудования станции.

К посадке станции на "0" могут привести совпадения отказов в работе основного и вспомогательного тепломеханического и электротехнического оборудования, которые приводят к потере паровых и электрических собственных нужд.

6. Полный сброс электрической нагрузки с потерей собственных нужд.

6.1. Останов станции с потерей электрических и паровых с.н. является тяжелейшей аварией с серьезными последствиями для оборудования станции и энергосистемы, поскольку приводит к обесточению и прекращению подачи тепла потребителям, потере рабочего освещения и рабочего питания, обесточению ответственных механизмов станции, что может привести к повреждению основного оборудования и длительному простою станции.

Наиболее тяжелые последствия такой аварии могут быть при работе в отопительный сезон осенне-зимнего периода.

6.2. Если в результате аварии в энергосистеме (отсутствие напряжения на ВЛ-110 кВ С-115, С-116, С-117, С-118) или действия ДЗШ-110 кВ или УРОВ-110 кВ в режиме работы с нарушением фиксации присоединений ЗРУ-110 кВ (отключение МВ-110 кВ С-115, С-116, С-117, С-118) обесточатся шины ЗРУ-110 кВ и произойдет полный сброс нагрузки с потерей собственных нужд станции, что приведёт к:

- обесточению КРУ-6 кВ блоков 1, 2 (секции Р1А, Р1Б, Р2А, Р2Б) и секций 6 кВ ПВК (1Ш06, 2Ш06);

- аварийному останову котлов ПВК;

- срыву циркуляции теплосети по т/трассам 21, 22, 23, м-на «Дружба» ,промплощадки.

- потере дистанционного и технологического управления оборудованием станции.

Единственным источником аварийного электроснабжения наиболее ответственных устройств и механизмов, обеспечивающих останов основного оборудования без повреждений, остаются шины постоянного тока аккумуляторной батареи.

При этом сохраняется питание цепей управления, защит, автоматики и сигнализация от аккумуляторной батареи.

6.3. В условиях исчезновения питания приводов электрифицированной арматуры, приборов, приводов насосов и тягодутьевых механизмов, блок останавливается ключом "ручного останова" турбины: