Газотурбинные и парогазовые установки в России. Парогазовая установка с вводом пара в газовую турбину - перспективное направление развития энергетических установок, страница 29

Принятая продольно-возвратная (петлевая) схема течения охладителя в лопатке не обеспечивает равномерной температуры по высоте оболочки, что приводит к необходимости оценки ее теплового состояния в различных сечениях по высоте лопатки. Однако выполненные ранее исследования охлаждаемых лопаток с аналогичной схемой течения охладителя показали, что с учетом принятой неравномерности температуры в газовом потоке по высоте сопловых лопаток наиболее теплонапряженное сечение близко к среднему. Поэтому представленные результаты свидетельствуют о работоспособности предложенной конструкции охлаждаемой сопловой лопатки первой ступени. Вместе с тем имеются возможности дальнейшего совершенствования системы охлаждения лопатки рассмотренной конструкции, которые позволят снизить расход охлаждающего пара. Проведенные исследования показывают, что на базе комбинированной системы охлаждения освоенными техническими средствами могут быть созданы газовые турбины с начальной температурой 1500-1600°С, обеспечивающие к.п.д. парогазовых установок на уровне 60 %.

Список литературы

1.       Высокоэффективная комбинированная установка с паровым охлаждением газовой турбины / Л.В.Арсеньев, Ю.Г.Корсов, Е.А.Ходак, Г.А. Ромахова // Теплоэнергетика. 1990. № 3. С. 19- 23.

2.   Решетки профилей лопаток турбин. Расчет на ЭВМ граничных условий теплообмена. РТМ 108.020.02-80. Л.: ЦКТИ, 1980.


Обеспечение ресурсов авиадвигателей наземного применения

Приведены основные положения и направления методики подтверждения и продления большого назначенного и межремонтного ресурсов конвертированных авиадвигателей наземного применения. Показано, что эквивалентные испытания позволяют в короткие сроки выявить их основные дефекты, проверить мероприятия по устранению последних и оцепить ресурс двигателя. Отмечено, что определение и продление ресурса по техническому состоянию в практике работы эксплуатирующих предприятий требуют разработки и внедрения автоматизированной системы диагностики.

Качество и конкурентоспособность газотурбинных двигателей характеризуется многими параметрами. Основные из них взаимосвязаны и часто конкурируют между собой. Их оптимизация является сложной многофакторной задачей.

Основными параметрами качества являются надежность и ресурс. Большой ресурс и повышенная надежность ГТД снижают издержки производств, в которых они используются, благодаря уменьшению количества и стоимости ремонтов, а также снижению потребного для обеспечения работоспобности системы количества двигателей и затрат на замену ГТД, отработавших ресурс.

В настоящее время в ОАО СНТК имени Н.Д.Кузнецова созданы и успешно работают конвертированные авиадвигатели для приводов нагнетателей газоперекачивающих станций магистральных газопроводов НК-12СТ, НК-16СТ. На сегодняшний день газоперекачивающие агрегаты ГПА-Ц-6,3 и ГПА-Ц-16 с двигателями НК-12СТ и НК-16СТ составляют 34,2 % газотурбинной мощности магистральных газоприводов стран СНГ (табл. 1).

Максимальные наработки этих двигателей в эксплуатации приведены ниже, тыс. ч:

НК-12СТ   НК-16СТ

Максимальная без ремонта                     60               38

Суммарная                                              37656        19950

Таблица 1

Показатель

1988г.

1990 г.

1992г.

1995г.

1996г.

I6CT

12СТ

16СТ

12СТ

16СТ

12СТ

16СТ

12СТ

36СТ

16СТ

12СТ

36СТ

Количество компрессорных станций

58

109

92

111

102

113

118

117

1

124

117

1

Количество ГПА

306

762

430

783

462

804

535

852

1

550

852

1

Мощность двигателей в эксплуатации,

 тыс. кВт

4900

4801

6880

4940

7392

5065

8560

5365

25

8800

5365

25

Наработка двигателей с начала эксплуатации, тыс. ч

5960

19262

7500

23550

9200

27675

15531

30410

3.486

17850

33656,57

5,864