Введение в дисциплину «Процессы и аппараты химической технологии»

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ 1

Введение в дисциплину
«Процессы и аппараты химической технологии»

Содержание и задачи курса.

Классификация основных химико-технологических процессов и аппаратов.

Общие принципы анализа и расчета процессов и аппаратов.

Материальные и тепловые балансы.

Законы равновесия систем.

Законы переноса и принцип движущей силы.

Определение основных размеров аппаратов.

Курс процессов и аппаратов является фундаментальным в инженерной подготовке студентов различных химических направлений.

Основываясь на общих законах физики и химии, он является теоретической базой химической технологии, позволяющей проанализировать и рассчитать процесс, найти его оптимальные параметры, а также разработать и рассчитать аппаратуру, необходимую для проведения этого процесса.

Процессы и аппараты химической технологии требуют знания в определённых объёмах высшей математики, физики, теоретической и прикладной механики, термодинамики, физической химии и других дисциплин. В свою очередь этот предмет служит базой для ряда других наук, использующих его методы и результаты при решении своих научных и инженерных задач, введением и основой для изучения курсов специальной технологии и специального оборудования. Таким образом, курс «Процессы и аппараты химической технологии», завершая общеинженерную подготовку специалиста, является переходным звеном к изучению специальных дисциплин, являясь базой для курсового и дипломного проектирования.

1.1. Содержание и задачи курса

Интенсивное развитие химической технологии в конце ХІХ века привело к возникновению инженерной науки, обобщающей закономерности основных процессов и разрабатывающей методы расчетов аппаратов на основе их рациональной классификации.  В результате обобщения производственного опыта начала развиваться теория процессов и аппаратов химической технологии. В 1897 г. в книге «Основы фабрично-заводской промышленности» Д.И. Менделеевым впервые были изложены основные принципы построения курса процессов и аппаратов и дана классификация процессов химической технологии. Идеи, выраженные Д.И. Менделеевым, в дальнейшем были развиты профессором Петербургского технологического института А.К. Крупским в работе «Начальные главы учения о проектировании по химической технологии» (1909 г.) и профессором Московского Высшего технического училища И.А. Тищенко «Основные процессы и аппараты химической технологии» (1913 г.). Большой вклад в развитие курса внесен также профессором Киевского политехнического института А.А. Кировым, который в 1923 г. издал книгу «Аппаратура и основные процессы химической технологии».

Важным этапом становления науки о процессах и аппаратах химической технологии стала книга В. Бэджера и В.Мак-Кэба «Основные процессы и аппараты химических производств», выпущенная в США в 1931 г. и переведенная на русский язык в 1933 г.

Дальнейшее развитие науки и учебного курса по процессам и аппаратам химической технологии сопровождается существенными и количественными изменениями: вводятся новые разделы и приемы изложения, обогащающие химическую технологию, вместе с тем отдельные разделы курса выделяются в самостоятельные научные и учебные дисциплины. Развитие науки о процессах и аппаратах химической технологии этого периода связано с именами профессоров Л.Ф. Фокина, К.Ф. Павлова, А.Г. Касаткина, П.Г. Романкова, Н.И. Гельперина, А.Н. Плановского, В.В. Кафарова, И.И. Чернобыльского.

Химико-технологический процесс, помимо собственно химического взаимодействия, включает перемещение жидкостей и твердых материалов, измельчение твердых тел, хранение, сжатие и перемещение газов, нагревание и охлаждение веществ, разделение жидких и газовых неоднородных смесей, сушку и другие процессы.  Таким образом, химические производства включают ряд однотипных физических и физико-химических процессов, характеризуемых общими закономерностями

Похожие материалы

Информация о работе