Эффективное развитие конкуренции невозможно без участия государства, страница 4

Сегодня так же налицо активизация деятельности ФАС, направленная на ужесточение антимонопольного законодательства. Не известно насколько эффективными окажутся новые меры ФАС для повышения конкуренции на рынке нефтепродуктов. С одной стороны, нарушения антимонопольного законодательства на рынке присутствуют и оказывают свое негативное влияние на развитие конкуренции. К примеру, не секрет, что согласованные действия участников рынка и злоупотребление доминирующим положением - это крайне сложно доказуемые правонарушения. Часто возникает ситуация, когда государство, зная о факте нарушения антимонопольного законодательства, не может предпринять никаких мер в отношении правонарушителей из-за отсутствия доказательств. И в настоящее время ФАС старается создать механизмы, которые способствовали бы более оперативному выявлению правонарушений, их доказательству и в итоге - устранению.

С другой стороны, важно не допустить ситуации, когда действия антимонопольного органа сами могут привести к ограничению конкуренции. Такой парадокс возможен, если действия антимонопольного органа продиктованы защитой одной из равноправных сторон конфликта или искаженно понимаемой идеей конкуренции. Ведь решения антимонопольного органа, по сути - такое же вмешательство государства в рыночные отношения, что и государственное регулирование цен или проверка налоговых органов. Поэтому, к использованию своего инструментария ФАС должно подходить очень аккуратно. Ужесточение антимонопольного законодательства в части ответственности должно быть сбалансировано ростом процессуальных гарантий "подозреваемых" и профессионализмом сотрудников ФАС. В этом направлении предстоит еще много работы.

Возможно и формирование правил игры развития конкуренции на рынках нефтепродуктов и без вмешательства, только это будет очень долго и болезненно для потребителей. А динамика развития экономики страны и острота проблем сегодня просто не позволяют нам бездействовать.