Эффективное развитие конкуренции невозможно без участия государства, страница 3

Непрозрачность и недоверие участников рынка затрагивает и ВИНК: они практически не торгуют нефтью и нефтепродуктами друг с другом. Так, компании везут нефтепродукты со своих НПЗ, расположенных в центре России, на свои же заправки на Урал или Сибирь, вместо того, чтобы приобретать нефтепродукты у своих коллег, заводы которых расположены в непосредственной близости от АЗС. В известном смысле вертикальная структура бизнеса - ответ нефтяников на среду недоверия, в которой они работают. Скорее всего, логика жизни рано или поздно подтолкнет их к тому, чтобы изменить правила игры в общих интересах, однако, когда именно это случится, и будет ли в этих правилах место независимым от ВИНК участникам - спрогнозировать невозможно. Поэтому сейчас самое время сформулировать такие правила, в том числе, при участии государства.

Чтобы вовлечь ВИНК в эту торговлю, нужно сделать так, чтобы она стала для них, по меньшей мере, целесообразной. Дополнительной, - но ни в коем случае не альтернативной - мерой для активизации торговли нефтепродуктами между ВИНК могло бы стать юридическое разделение структур оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в рамках ВИНК. Это приведет к появлению интереса формировать центры прибыли в оптовом и розничном звеньях ВИНК, создавая, таким образом, прообраз цивилизованного рынка в этих сферах. Задача - создать условия для полноценного бизнеса в рознице и опте нефтепродуктов. Сделать так, чтобы "ЛУК­ОЙЛ" спокойно продавал нефтепродукты заправкам "Роснефти", а "Газпром нефть" - АЗС "ТНК-ВР" и наоборот.
Сейчас этот бизнес нельзя назвать полноценным: сбытовые подразделения ВИНК работают только потому, что являются частью ВИНК. В это же время независимые структуры проигрывают ВИНК, так как условия работы для них сужаются. И государство такое положение дел никак не может устраивать. И вопрос не только "в защите слабых". Ограниченная такими правилами конкуренция бьет по потребителям низкой эффективностью и высокими ценами. Приобретая бензин на АЗС, мы с вами платим за скрытые издержки ВИНК, за коррупцию в этих сетях, неэффективную логистику.
Непрозрачность и недоверие - следствия, в том числе, преимущественной ориентации ВИНК на экспорт и отсутствия условий для заключения долгосрочных контрактов. Под этими условиями я понимаю опять же отсутствие общепризнанных ценовых индикаторов и механизма биржевой торговли.
Необходимо усиливать приоритет реализации продуктов на внутреннем рынке по сравнению с экспортом. Существующий сегодня механизм установления таможенной пошлины делает для компаний экспорт более привлекательным и приводит к процессу "вымывания" внутреннего рынка, поскольку его потребности обеспечиваются по остаточному принципу. К заключению долгосрочных договоров ВИНК стремятся практически в последнюю очередь из-за так называемого ожидания таможенной пошлины. Как только уровень пошлины устанавливается на следующий месяц, компании тут же корректируют свою сбытовую политику. Так, если пошлина повышается, компании стараются максимизировать продажи на экспорт, в результате чего создается локальный дефицит на внутреннем рынке. Если пошлина снижается, компании стремятся "придержать" объемы продажи нефтепродуктов - внутренний рынок страдает и в этом случае тоже.

Поэтому давно говорят о необходимости изменения механизма установления пошлин на нефтепродукты.

Необходимо радикально сократить период установления таможенной пошлины, чтобы исключить возникновение ситуаций, описанных выше. Надо придать стимулам рыночный характер, сделать так, чтобы нефтяники планировали свой бизнес исходя из прогноза рынка, а не расчета соотношения текущей эффективности экспортных и внутренних поставок в зависимости от величины установленной пошлины.

Сращивание структур с выстраиванием цепочки поставки нефтепродуктов от собственного НПЗ до собственной заправки сегодня рассматривается ВИНКами как одна из задач стратегического развития. Однако при такой политике государства следует, что эти планы нуждаются в корректировке извне. Потенциал для развития конкуренции российского рынка нефтепродуктов сегодня очень велик, и он вполне может быть реализован в условиях существующей структуры собственности, нужно лишь немного скорректировать правила игры. Разделение структур оптовой и розничной реализации нефтепродуктов не будет иметь негативных последствий для ВИНК, напротив, позволит более эффективно использовать преимущества нововведений, в частности, ценовых индикаторов, о которых было сказано выше. Кроме того, от такого разделения выиграют акционеры ВИНК, которые гораздо больше, чем менеджмент, заинтересованы в повышении прозрачности при реализации нефтепродуктов.
Старт регистрации сделок купли-продажи нефтепродуктов между оптовым и розничным сегментом будет служить "лакмусовой бумажкой" изменения ситуации и даст сильный толчок для дальнейшего развития конкуренции на рынке, которая сейчас во многом сдерживается искусственно.