Эффективное развитие конкуренции невозможно без участия государства, страница 2

Внутренний рынок нефтепродуктов сегодня непрозрачный и сложнопрогнозируемый, его состояние вызывает сильное раздражение всех участников, кроме ВИНК. Для него характерна высокая степень монополизации и вертикальной интеграции, а также дефицит регулирующего участия государства на рынке. Ему присущи нарастающий дефицит свободных перерабатывающих мощностей и недостаток инвестиций: в 2007 году общий объем инвестиционных вложений составил $2 млрд, что не сопоставимо с потребностями отрасли. В сегменте реализации нефтепродуктов особое беспокойство вызывает набирающий обороты процесс скупки независимых сетей ВИНК и рост зависимости розничных сетей от ВИНК.

Рынок, к которому следует стремиться, прежде всего, это - цивилизованный и конкурентный рынок, равноправными участниками которого должны стать как ВИНК, так и независимые игроки. На этом рынке должна формироваться референтная, признаваемая всеми цена, которая, в свою очередь, станет основой для долгосрочных договоров поставки нефтепродуктов, хеджирования рисков участников сделок. Кроме того, на этом рынке должен продаваться стандартизированный качественный продукт.

Центральной проблемой российского рынка нефтепродуктов, которую предстоит решить, выступает существующий механизм ценообразования. При этом необходимо разграничить системное ценообразование и "сиюминутное" формирование цены на нефтепродукты и, соответственно, те особенности, которые присущи каждому из них.

На государственном уровне, несмотря на феномен трансфертного ценообразования, сегодня есть четкое понимание того, каким образом происходит системное формирование цены на нефтепродукты. Эта цена складывается из трех главных компонентов - налогов, таможенных пошлин и мировой цены на нефть. К примеру, доля налогов в цене бензина достигает 60-65%, из которых 20% приходится на НДПИ, 17% на акциз. С точки зрения системного процесса формирования цены на нефтепродукты, у государства сегодня нет глобальных претензий к ВИНК - мы считаем, что текущий уровень цен и их колебания в целом объективно отражают ситуацию на рынке.

Совсем иная ситуация складывается с ценой, которая устанавливается на нефтепродукты в данный момент времени. Ее уровень не имеет ничего общего с реальным соотношением спроса и предложения, а сам процесс формирования этой цены непрозрачен и непонятен участникам рынка. Поэтому, говоря о ценообразовании как о ключевой проблеме российского рынка нефтепродуктов, следует иметь в виду как раз отсутствие корреляции между реальными рыночными процессами и текущим уровнем цены на нефтепродукты.

Меры, которые могли бы способствовать появлению подобной корреляции - во-первых, создание ценовых индикаторов, которые рассчитывались бы на основе реальной динамики спроса и предложения в конкретный момент времени и отражали бы среднюю цену заключения сделок купли-продажи нефтепродуктов - подобно тому, как это происходит на рынке акций. На сегодняшний день подобные индикаторы созданы независимыми ценовыми агентствами, однако они не признаются всеми участниками рынка и поэтому "не работают".

Во-вторых, должен быть создан работающий биржевой механизм торговли. Все это в совокупности позволит заключать долгосрочные контракты на поставки нефтепродуктов с привязкой цены к индикатору или биржевой цене.

Названные задачи могут быть реализованы как последовательно, так и параллельно.

Для реализации этих задач государство планирует участвовать в работе, которая будет стимулировать появление ценовых индикаторов и поможет запустить механизм биржевой торговли, но на данный момент мы располагаем, скорее, общим подходом к решению поставленных задач, нежели планом конкретных действий.

Рассчитывается, что конкретика в отношении действий появится у нас в процессе дальнейшего изучения рынка и активного диалога с представителями ВИНК.

Процесс повышения прозрачности ценообразования на рынке нельзя сводить лишь к борьбе государства с ценовой политикой ВИНК, это - исключительно сложный вопрос, который не может быть решен в одночасье одними лишь предписаниями правительства и требует большой совместной работы и скоординированных действий всех участников рынка. Более того, я утверждаю, что изменение механизма ценообразования может быть в интересах самих ВИНК, а значительные ресурсы повышения эффективности заложены в той системе, которая действует сейчас.