Характеристика бухгалтерского управленческого учета (контроллинга). Методы классификации затрат. Обязанности бухгалтера-аналитика, страница 2

Центр прибыли – руководитель центра может регулировать своими решениями и доходы, и расходы. Начальник отдела продаж может принимать решения о сезонных скидках, о заказе дополнительной рекламы, о бонусах или штрафах сотрудников своего отдела. Критерием качества его работы будет прибыль от отдела (Выручка от продаж – себестоимость проданных товаров – индивидуальные затраты отдела – доля общехозяйственных расходов организации). Прибыль должна не уменьшаться, а в случае стабильного роста (от 0,2% до 0,5%) за неделю или месяц в зависимости от сезонности товара.

Центр инвестиций – данное подразделение не только контролирует собственную потребность предприятия в дополнительном финансировании, но и разрабатывает проекты размещения свободных средств с максимальной выгодой. Например, в ведении этого центра оценка эффективности овердрафта (овердрафт – форма супер краткосрочных кредитов на 1-2 дня без дополнительных договоров на каждый факт кредитования. Если на текущие дневные расчеты не хватает денег, банк даже не ставит клиента в известность, добавляет нужную сумму, а когда соответствующие деньги поступят на счет клиента (на пример, вечером этого же рабочего дня), забирает свои деньги обратно + проценты за 1 день по повышенным против обычным кредитам ставкам.).

Преобразование орг структуры предприятия в набор центров ответственности – задача не бухгалтера, а менеджера, т.к. поверхностных знаний менеджмента недостаточно, а при таком преобразовании происходит изменение типовой иерархической орг структуры в линейную или горизонтальную орг структуру, в которой вся система внутрихозяйственных связей принципиально другая.

Горизонтальная структура требует как минимум равнодоступности общих ресурсов, независимости руководителей центров в принятии решений, согласованности затрат по сметам.  Бухгалтер-аналитик не может преобразовывать орг структуру в центр ответственности, но может по финансовым отчетам заметить, что структура не рациональна. В отчетах будет прослеживаться стабильное улучшение показателей оного-двух центров, и такое же стабильное ухудшение показателей по организации в целом.

Обязанности бухгалтера-аналитика

1)  Организация учета (на крупном предприятии как процесса, на малом предприятии – как личную функцию).

2)  Планирование. В рамках этой функции требуется организовать формирование генерального бюджета организации на базе частных бюджетов структурных подразделений. Не стоит на начальных этапах работы уделять большое внимание форматам бюджетов («красивости»); легче будет отдалить, когда сложится система показателей.

3)  Контроль исполнения бюджета или отдельных показателей.

4)  Анализ как минимум статический и гибкий, как максимум – полный экономический анализ по все факторам.

5)  Стимулирование или продвижение персонала. Предполагается, что на основе двух предыдущих пунктов (в динамике!) бухгалтер-аналитик даёт рекомендации руководству предприятия о снятии с должности или наоборот продвижении руководителей различных уровней по подразделениям

Классификация затрат для целей управленческого учета

I. Для целей калькулирования себестоимости и оценки запаса

1. Входящие и истекшие

2. Прямые и косвенные

3. Основные и накладные

4. Производственные и периодические

5. Одноэлементные и комплексные

6. Текущие и единовременные

II. Для  целей планирования затрат

1.  Переменные и постоянные

2.  принимаемые в расчет и не принимаемые