Совершенствование эксплуатационной работы станции Стенькино-2, Рыбное и вывоза поездов из Рязано-Рыбновского узла Московской железной дороги (Часть 1 дипломного проекта), страница 12

3. Комбинированный вариант, когда в узле имеется несколько самостоятельных станций, но часть станций переданы под общее руководство с более крупными.

На отечественных железных дорогах завершается процесс концентрации оперативного управления поездной работой с размещением кругов поездных диспетчеров (ДНЦ) в единых дорожных центрах управления перевозками (ЕДЦУ) в составе служб перевозок железных дорог. В ЕДЦУ выполняются функции оперативного управления поездной работой узлов, в отделах перевозок отделения железной дороги (НОДН) – функции организации технической работы станций и оперативного управления местной работой. При этом на ряде отделений дорог могут сохраняться рабочие места ДНЦ, обслуживающих внутриузловые ветви и тупиковые участки, где курсируют только поезда из местных вагонопотоков.

Таким образом, современное управление перевозками в железнодорожных узлах имеет довольно сложную многоуровневую структуру (где присутствуют: ДРУ – дежурный по району управления железной дороги, НОДН – начальник отдела перевозок отделения дороги, ДНЦО – дежурный по отделению дороги, ДНЦВ – диспетчер по местной работе). Но сложность эта продиктована сложностью управляемых процессов и неоднородностью транспортных потоков, которые зарождаются, трансформируются и погашаются в пределах узла. Заметим, что это общий случай, когда нет специального оперативно-диспетчерского персонала, управляющего перевозками отдельных родов грузов (наливных, рудно-металлургических, строительных и др.).

При достаточном объеме работы вводятся сменные должности узловых диспетчеров (ДНЦУ). В практике работы узлов различной сложности и структуры применяются разные варианты как количества диспетчерских кругов ДНЦУ (внутриузловых участков), так и должностных обязанностей ДНЦУ:

Первый вариант – отсутствие разделения функций. ДНЦУ выполняет обязанности поездного диспетчера, управляя движением поездов по станциям, перегонам и соединительным ветвям узла и отвечая за безопасность движения в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе. Кроме общих обязанностей ДНЦ, на узловых диспетчеров возлагаются следующие специфические для узлов функции:

§  распределение перерабатываемых и транзитных поездопотоков между станциями узла согласно специализации станций и плану формирования поездов;

§  планирование и организация движений передаточных поездов с обеспечением своевременной подготовки передач, рациональным использованием передаточных и вывозных локомотивов;

§  руководство развозом местного груза и питанием погрузочных станций порожними вагонами в соответствии с оперативным планом;

§  организация передачи пассажирских составов, групп пассажирских и багажных вагонов по соединительным ветвям узла.

Второй вариант – разделение планирующих и регулирующих функций. ДНЦУ освобожден от функций непосредственного руководства движением поездов, выполняемых на полигоне узла поездными диспетчерами разных кругов. При этом на ДНЦУ возлагаются планирование работы передаточных локомотивов; оперативная координация работы сортировочных станций и систем; организация оперативной взаимопомощи грузовых, участковых и сортировочных станций узла по сортировочной работе; планирование вывоза поездов из узла совместно с дежурным по отделению (району ЕДЦУ), локомотивным диспетчером и поездными диспетчерами узла. Последние руководят движением поездов в узле и несут ответственность за безопасность движения.

Третий вариант – разделение разных планирующих функций. Один круг ДНЦУ вводится для планирования поездной работы (взаимодействие сортировочных станций и организация вывоза поездов из узла), другой круг ДНЦУ – для планирования местной работы (организация работы передаточных локомотивов, погрузки и формирования ступенчатых маршрутов, питания погрузочных станций порожними вагонами и др.).

Кроме того, круги ДНЦУ, наделенные разными функциями, могут размещаться как в ЕДЦУ, так и на уровне отделений железных дорог. Таким образом, выбор эффективной структуры диспетчерского управления работой узла – сложная инженерная проблема, решение которой требует учета многих факторов, специфичных для каждого определенного узла.