Архитектура современного персонального компьютера. Современные информационные технологии. Модель передачи данных. Компьютерные сети, страница 3

Характеристика современного этапа развития информационных
систем в энергетических организациях России

В последние десятилетия во всем мире происходят процессы активного внедрения информационных технологий в жизнь общества. В нашей стране эти процессы совпали с переходом от административной к рыночной экономике.

Переход к рыночной экономике привел к отсутствию единого органа, управляющего процессами создания и внедрения новых ИТ. В процессе переходного периода практически отсутствовало законодательство, регулирующее эти процессы. Таким образом, внедрение новых ИТ до настоящего времени практически не регулируется и относится к исключительной компетенции руководства организаций.

Второй фактор, влияющий на развитие ИТ в России – фактор формирования рынка ИТ. Руководство энергетических организаций решало вопросы о внедрении современных ИТ, исходя из следующих факторов:

1)  наличие у предприятия свободных средств, которыми можно пожертвовать ради внедрения ИТ

2)  компетенция руководства, а также специалистов, занятых внедрением и эксплуатацией ИС

3)  состояние рынка компьютерных технологий и сервиса этих технологий.

В результате влияния этих факторов сложилось следующая ситуация: практически отсутствуют организации, имеющие целостную ИСУ. Высокоавтоматизированны процессы производства, транспортировка энергоресурсов, подсистемы бухучета, подсистемы кадров.

Поскольку ИС в энергетических организациях развивались от случая к случаю, возникла ситуация, когда в одной и той же организации функционировала разнотипная техника, порой, несовместимая между собой, разнотипное ПО. Из-за недостатка средств свернут или заморожен ряд задач, которые не имеют первостепенного значения для функционирования фирмы.

Особенности использования ИТ в энергетических организациях

1.  Большие объемы информации

2.  Наличие большого числа рабочих мест, на которых информационное обеспечение должно осуществляться в режиме реального времени

3.  Повышенная надежность информационных систем

4.  Совместимость форматов передаваемой информации между всеми участниками технологической цепочки

Компьютеризация процессов управления предполагает передачу определенных функций или работ от человека к электронно-вычислительной системе. Не подлежат компьютеризации следующие функции управления:

1)  функции, которые требуют обязательного присутствия человеческого фактора (процесс принятия управленческого решения)

2)  задачи, алгоритм решения которых не найден или слишком тяжел – эти типы задач называются не формализуемыми

3)  задачи, которые проще выполнить человеку

Все остальные задачи подлежат компьютеризации. В первую очередь компьютеризации подлежат наиболее трудоемкие и часто повторяющиеся работы. При компьютеризации систем управления происходит обследование подсистем управления, намечаются объекты первоочередной автоматизации, остальные задачи выстраиваются в очередь. При этом, как правило, автоматизируются не отдельные задачи, а комплекс взаимосвязанных задач.

Коммуникации и технические средства коммуникаций

Реальное, общедоступное взаимодействие называется телекоммуникацией. Для упорядочивания процессов передачи информации было принято решение о создании единых международных стандартов по передаче информации. Такая работа проводилась в рамках международной организации по стандартизации ISO.

Табл. «Форма связи и виды телекоммуникаций»

Форма связи

Однонаправленная связь

Двунаправленная связь

Служба

Речевая

Радио, ТВ, справочная служба

Телефон

Радиостанция, телестанция, АТС

Графическая

ТВ

Видеотелефон, факс

Телестанция, телефакс

Текстовая

Видеотекст, телетекст, телеграф, e-mail, пейджер

SMS, телекопирование, BTX

e-mail, BTX, телефакс

Передача данных

Сбор информации, телеуправление, BTX, компьютерный диалог

Телефонная и радиосеть, BTX