Разработка технологии оперативного планирования поездной и грузовой работы дорожного района управления, страница 7

ДИСПЕТЧЕРСКОЕ   РУКОВОДСТВО   ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ   РАБОТОЙ

Структура диспетчерского руководства

Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет диспетчерский аппарат.

В управлении дороги диспетчерское руководство осуществляет оперативно-распорядительный отдел службы движения через сменных заместителей (ДГПС) и дежурных помощников (ДГП) начальника распорядительного отдела. Для руководства работой локомотивов в состав дежурной смены входит также сменный локомотивный диспетчер дороги. На ряде дорог для руководства работой по развозу местного груза и выгрузке, а также организации погрузки маршрутов выделяются специальные помощники начальника распорядительного отдела.

Сменный диспетчерский аппарат отделения дороги возглавляется дежурным по отделению, которому подчиняются поездные диспетчеры участков и узлов, а также локомотивные и участков энергоснабжения диспетчеры. На   отделениях с большой местной работой в помощь дежурному по отделению назначаются диспетчеры-вагонораспорядители, ведающие вопросами организации погрузки и выгрузки вагонов и правильным распределением и использованием вагонных парков.

Движением поездов на участках и узлах руководят поездные диспетчеры. Участки, которыми они командуют, называются диспетчерскими кругами. Границами этих кругов обычно являются технические станции. В состав круга в зависимости от размеров движения поездов входят 1—3 участка работы бригад. В железнодорожных узлах руководство движением поездов осуществляется узловым диспетчером. Каждая станция оперативно подчиняется только одному поездному диспетчеру.

2. Работа поездного диспетчера и дежурного по отделению

Дежурный поездной диспетчер является единоличным руководителем движения поездов на участке или железнодорожном узле. Его распоряжения подлежат беспрекословному выполнению работниками станции, депо, пунктов технического осмотра, дистанций пути, сигнализации и связи, участков энергоснабжения, локомотивными и поездными бригадами. Эти распоряжения передаются устно или регистрируемыми приказами.

Согласно действующим инструкциям, поездной диспетчер обязан:

максимально использовать имеющиеся резервы для обеспечения заданных размеров движения, увеличения технической и участковой скоростей, сокращения времени обработки поездов на станциях, более эффективного использования вагонов, локомотивов и пропускной способности;

осуществлять контроль за работой станций и принимать меры к обеспечению выполнения заданий по формированию и отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов;

своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станции, а при необходимости также машинистам поездных локомотивов, главным кондукторам и другим работникам, связанным с движением поездов;

следить за проследованием по перегонам, приемом и отправлением поездов на станциях, особенно при обгонах и скрещениях пассажирских, грузопассажирских и людских с другими поездами, принимая, меры по выполнению графика и обеспечению безопасности движения.

Для обеспечения выполнения графика движения, недопущения опозданий, введения в расписание опаздывающих и пропуска дополнительных поездов, а также соблюдения установленных норм непрерывной работы и отдыха локомотивных бригад и кондукторов поездной диспетчер должен применять комплекс регулировочных мероприятий.

Передовой опыт поездных диспетчеров показывает, что они могут изменять порядок и пункты скрещений и обгонов, сокращать станционные интервалы и стоянки, переносить технические стоянки на другие станции, использовать неправильный путь для пропуска поездов встречного направления, организовывать безостановочное скрещение поездов на однопутных участках с двухпутными вставками или с удлиненными станционными путями, уложенными по смещенной схеме. При пропуске легковесных поездов и составов из порожних вагонов практикуется изменение времени хода по перегонам в зависимости от фактического веса поездов, а при работе сборных и вывозных поездов применяются дифференцированные весовые нормы, в зависимости от профиля пути отдельных перегонов. Диспетчер должен эффективно использовать для развоза местного груза, подачи и уборки вагонов на промежуточных станциях участка диспетчерские, подталкивающие, хозяйственные и одиночно следующие локомотивы. Для увеличения пропускной способности и ускорения продвижения поездов и локомотивов следует практиковать прицепку одиночных локомотивов к поездам, сдваивание составов и применение кратной тяги на ограничивающих перегонах, а также в исключительных случаях отправление поездов вслед в светлое время суток.