Профессиональная успешность работников диспетчерско-операторского состава на железнодорожном транспорте: роль психологического профессионального отбора

Страницы работы

57 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра организационной и юридической психологии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ РАБОТНИКОВ

ДИСПЕТЧЕРСКО- ОПЕРАТОРСКОГО СОСТАВА

 НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: РОЛЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА

Дипломная работа

Студентки 5 курса

Факультета психологии

СамГПУ

Шевелевой Ларисы …отчество

Научный руководитель - …?

Допускаю к защите:

_________________

Работа защищена на заседании

Государственной экзаменационной комиссии

с оценкой _________________

Председатель ГЭК _______________________

САМАРА 2002


ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛИСТОВ (основные понятия и концепции, подходы и технологии)............. 4

Оценка профессиональных способностей и профессионально важных качеств (общепсихологический подход)............................................... 4

Профориентационное направление........................................ 8

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬ..................................................................................................... 11

НОСТИ......................................................................................................... 11

Инженерная психология............................................................. 11

Психология способностей......................................................... 14

Содержание понятия «способности».................................................. 15

Общая характеристика и классификация познавательных и психомоторных способностей.............................................................. 16

Социальная психология и психология личности........ 28

Характерологические особенности...................................................... 28

Моральная надёжность........................................................................ 31

СИСТЕМА психологического ПРОФессионального ОТБОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОжном транспорте....................... 33

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ психологического ПРОФессионального  ОТБОРА НА КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ................................................................................ 48

Описание эксперимента.............................................................. 48

Результаты........................................................................................... 52

ВЫВОДЫ..................................................................................................... 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... 54


ВВЕДЕНИЕ.

Профессиональный отбор сотрудников играет все большую роль в условиях современной жизни. Подбор персонала и сотрудников диктуется условиями все возрастающего числа техногенных катастроф, усложнением и удорожанием их подготовки. Несмотря на эти очевидные факты основной проблемой психологических служб является доказательство собственной эффективности. Это происходит из-за того что основной состав руководящих кадров воспитывался в условиях практически исключающих использование психологии в повседневной работе. Таким образом инертность представляется возможны преодолеть путём анализа с «листком и карандашом».

 Поэтому данная работа имеет цель – доказать эффективности применения психологического профотбора и оценки персонала на Куйбышевской железной дороге.

В свете всего выше сказанного, актуальным будет попытка анализа эффективности работы конкретной службы. Следовательно, задачами являются:

1.  1.  сбор и анализ общих подходов к психологическому описанию профессиональной деятельности;

2.  2.сбор и анализ информации по подходам к отбору и оценке специалистов на железной дороге в России и за рубежом;

3.  3.получение данных профессиональной психологической оценки дежурных по станциям;

4.  4.экспертная оценка дежурных по станциям;

5.  5.сравнение и оценка эффективности профотбора на Куйбышевской железной дороге.

Объект – результаты профессиональной оценки персонала.

Предмет – связь результатов профоценки и результатов экспертной оценки успешности деятельности специалистов.

Методы -  Библиографический, экспертная оценка, методика ранговой корреляции Спирмена.

Гипотеза –  результаты проф. психологической оценки достоверно отражают профессиональную успешность.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛИСТОВ. (основные понятия и концепции, подходы и технологии)

Оценкой специалистов принято называть специализированные мероприятия, направленные на анализ соответствия персонала организации, либо кандидатов на приём (знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств (ПВК)) требованиям должности и условиям работы.

 Данное направление как элемент активной кадровой работы внедряется лишь в последние годы (последние 10 12 лет). Можно выделить 2 больших практических,  направления культивируемые до этих пор: - оценку профессиональных способностей с т.з. их развития, структуры (общепсихологический подход) и профориентацию (профотбор раньше использовался только в особых направлениях деятельности).

Оценка профессиональных способностей и профессионально важных качеств (общепсихологический подход).

Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК.

Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем ПВК является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности. Его изучение позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, Б.Г.Ананьевым, Б.М.Тепловым, А.А.Смирновым, К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинским и другими советскими психологами. Согласно данному принципу, «совместная, исторически развивающаяся деятельность людей (первично всегда практическая) обусловливает формирование их сознания и вообще всех психических процессов, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения

Похожие материалы

Информация о работе