Система автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи данных — АБТЦ-М, страница 2

Использование спутниковой навигации на железнодорожном транспорте

Особое внимание докладчик уделил эффективности использования системы мониторинга для железнодорожного транспорта в интересах потенциальных потребителей и государства, отметив ожидаемые результаты после внедрения:

·  благодаря новым технологиям появится импульс развитию электронной промышленности;

·  улучшается качество работы железнодорожного транспорта;

·  грузоперевозчики получают конкурентные преимущества: появляются новые услуги, снижаются издержки перевозок;

·  грузовладельцы и пассажиры, в свою очередь, оплачивают качественные услуги;

·  развивается транспортная инфраструктура и повышается конкурентоспособность отрасли.

Применение спутниковой навигации на железнодорожном транспорте

Определение местоположения объекта с помощью технологий спутниковой навигации на железнодорожном транспорте может быть полезным в различных областях, например:

·  слежение за перемещением подвижного состава;

·  регулирование парка подвижного состава;

·  регистрация пробега подвижного состава (например, для оптимизации системы технического обслуживания и ремонта, определения платы за пользование инфраструктурой);

·  информирование клиентуры (пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей) о местоположении поездов, вагонов и грузов;

·  оказание помощи машинисту (например, путем контроля за работой систем электроснабжения, сигнализации и связи, оптимизации режима ведения поезда в зависимости от его местоположения);

·  локализация дефектов пути, обнаруженных инспекционным подвижным составом;

·  контроль соблюдения требований безопасности при управлении движением поездов.

В менее ответственных случаях иногда бывает достаточно вывести на дисплей оператора местоположение движущегося объекта на фоне географической карты. В других случаях обязательна автоматизированная обработка данных, при которой местоположение движущегося объекта определяется с привязкой к определенному месту железнодорожной инфраструктуры, для чего необходимо иметь картографическую информацию о линиях железных дорог в цифровом виде в рамках системы WGS 84.

Предпосылки картографирования для проекта Lotus

Дирекции научных исследований и технологий Национального общества железных дорог Франции (SNCF) картографирование железнодорожных линий понадобилось, в частности, при разработке проекта системы Lotus — определения местоположения высокоскоростных поездов TGV с помощью спутниковых технологий. Проект реализуется по заказу дирекции дальних пассажирских сообщений, которая столкнулась с рядом проблем в организации движения поездов в нештатных ситуациях.

Сначала провели эксперименты на 30 поездах TGV международных сообщений, чтобы убедиться в возможности системы определять местоположение любого поезда в любое время и в любом месте (следовательно, судить о точности соблюдения графика движения), а также иметь информацию об их техническом состоянии.

Определение местоположения осуществляется с помощью бортового приемника системы GPS. Данные с поезда в стационарные системы передаются по общедоступной сети цифровой сотовой связи GSM. Создаваемая в настоящее время железнодорожная сеть радиосвязи с подвижными объектами строится по европейскому стандарту GSM-R.

Для оценки соблюдения графика движения поезда следует сравнить его теоретическое и фактическое местоположение. Последнее представляется в виде поездного «ярлыка», которым фиксируется время прохождения отдельных контрольных реперных точек. Реперные точки располагаются вдоль линии, обычно в качестве них используются километровые и пикетные знаки. Каждая точка должна быть зарегистрирована в базе данных с указанием ее точных географических координат, так чтобы информацию, получаемую с помощью бортового приемника GPS, можно было легко привязать к местности. Путем несложного расчета можно узнать время прохождения поездом не только реперных точек, но и любого места пути и, исходя из результатов сравнения графикового и фактического времени, выявить опоздание.