Религиоведение: Учебно-методический комплекс. Часть 2 (Православие. Религия и свободомыслие в современном мире)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

государство существовало задолго до введения православия, имело свою историю и письменность. С православием на Русь пришла лишь новая азбука – кириллица.

Да, православие принесло на Русь христианскую культуру. В то же время оно всячески стремилось уничтожить культуру славян: скоморошество, народную музыку и пляски, инструментальную музыку. Можно даже говорить о том, что православие и стало русским только за счет обогащения народными традициями славян. Из-за преследований тех, кто не признал реформу патриарха Никона, сгорело около 20000 фанатичных сторонников «старой веры». О слиянии церкви с самодержавием свидетельствует тот факт, что Петр І  в 1721 г. упразднил патриаршество, заменив его священным синодом во главе с обер-прокурором – светским чиновником, которого назначал царь. В результате, Русская Православная церковь окончательно превратилась в часть государственного аппарата и полностью подчинялась царизму. В ее функции, кроме религиозных, входило ведение актов гражданского состояния, надзора за политической благонадежностью прихожан, народное просвещение. Только в ноябре 1917 г., когда царь, фактически выступавший в качестве главы церкви, был свергнут с престола, Русская Православная церковь восстановила патриаршество. Патриархом был избран московский митрополит Тихон (Василий Белавин).


Русская Православная церковь в послеоктябрьский период и годы Великой Отечественной войны

Русская Православная церковь враждебно встретила Октябрьскую революцию, предала анафеме Советскую власть, в годы Гражданской войны выступила на стороне врагов молодой республики, чем вызвала соответствующее отношение к себе со стороны Советской власти. Особенно враждебно церковь встретила декрет Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому все граждане получали равные права независимо от отношения к религии, все религии признавались равными, церковь отделялась от государства, а школа – от церкви.

Такая позиция церкви в тех условиях была вполне объяснима. Русская Православная церковь была частью самодержавия. И защищая его, она защищала себя, свое господствующее положение, свои богатства и привилегии. Иначе она и не могла поступить. И ее выступление против Советской власти с позиции церкви было справедливо, ибо Советская власть уравняла ее с другими религиями, лишила всех привилегий, которыми она пользовалась при царизме. Еще более враждебно был воспринят церковью декрет Советской власти об изъятии церковных ценностей, не употребляемых для удовлетворения духовных потребностей верующих, для закупки хлеба голодающим. Правда, не все священнослужители враждебно относились к Советской власти, некоторые признали ее законность. Но, тем не менее, фактически лишь к 30-м годам православная церковь окончательно перешла на лояльные позиции к советскому государству.

Во время Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии Русская Православная церковь, отражая настроения основной массы верующих, в целом занимала патриотические позиции. Она призывала советский народ защищать Родину, собирала средства для фронта. Однако деятельность церкви в борьбе с фашизмом защитники православия значительно преувеличивают. Оказать помощь фронту церковь вынудили сами верующие, которые в большинстве своем были патриотами не по религиозным мотивам, а из-за любви к своей Родине. Что же касается собранных церковью и верующими средств для фронта (150 млн. руб.), то они явились определенным вкладом в разгром фашизма. Но эти средства составили чуть больше 0,2% от общего количества средств, собранных гражданами в Фонд обороны (118,2 млрд. руб.). Нельзя забывать, что Русская Православная церковь, даже призывая к патриотизму

Похожие материалы

Информация о работе