Законность в сфере реализации исполнительной власти, страница 4

Действительно, в посланиях Президента Федеральному Собранию, начиная с 2001 года, много об этом говорится. И публично озвучивается довольно неприглядные результаты деятельности представителей государственных органов, в частности, органов исполнительной власти (как раз к вопросу обеспечения законности).

Многие вопросы в обеспечении законности связаны не только с нормативных регулированием, но так же с механизмами формирования органов, которые должны эту законность обеспечивать.

Примером тому может быть созданная Общественная Палата – это орган, решения которого могут иметь определенный общественный резонанс, но кому интересно, обратите внимание на принципы формирования Общественной Палаты, и вы увидите, что ни один инакомыслящий в их ряды просто не пролезет.

Таким образом, механизм формирования определяет очень многие вопросы, существенные для того, чтобы созданный государственный орган, либо организация работали эффективно.

По поводу контрольных функций органов государственной власти, хотелось бы заметить, что контроль осуществляется не только невластных субъектов административного права (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, коллективных субъектов не наделенных властными полномочиями), контроль тоже, и в обязательном порядком, осуществляется в отношении властных субъектов.

В этом отношении определенный баланс полномочий установлен и в том числе Конституцией РФ.

В частности, законодательные органы государственной власти имеют полномочия по осуществлению контроля за деятельностью исполнительной власти, правда, не по всем вопросам сразу. Но, например, органы законодательной власти, осуществляют финансовый контроль. Дело в том, что государственная власть и ее реализация обеспечивается финансированием. По этой причине органы законодательной власти, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ имеют полномочия по осуществлению контрольной функции:

·  за формированием бюджета, так называемый предварительный контроль,

·  в ходе принятия бюджета и исполнения – текущий контроль,

·  последующий контроль – по итогам, во время отчета об исполнении бюджета.

Надо сказать, что контрольные полномочия органов законодательной власти сопряжены с возможностью:

·  истребовать любые документы, связанные с любым из этапов финансового контроля;

·  могут быть истребованы любые заключения по теме от экспертных, научных и иных организаций, персонал которых обладает соответствующими знаниями и навыками.

Данные полномочия определенным образом реализуются.

Помимо контроля, осуществляемого в такой форме, возможен контроль законодательной власти в форме депутатских запросов. Единственная сложность в осуществлении данной формы контроля представляет собой сложность «достучатся» до депутата, чтобы он это полномочие выполнил.

У депутатов довольно много помощников, как штатных, так и внештатных, которые ведут прием граждан, что не допустимо, ведь прием граждан должны осуществлять непосредственно депутаты, т.к. каждый гражданин должен иметь возможность доступа к представителю федеральной законодательной власти.

Теперь что касается содержания этих обращений. В РФ действует федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан». В данном законе прямо установлено, в каких случаях обращения граждан, даже содержащие требования о восстановлении законности не подлежат рассмотрению. Собственно, тоже время, нормы данного закона являются своего рода одними из гарантий соблюдения и обеспечения законности в нашем обществе и государстве.

Так вот, таких положений несколько:

  • содержание обращения оскорбительно для адресата или содержат выражения в нецензурной форме (иногда называют «непарламентскими»J);
  • если обращение направлялось в эту инстанцию и на него уже был дан ответ по существу;
  • не читаемость текста обращения (однако, практически каждое обращение можно сделать нечитаемым J);