Анатомия: Справочные материалы для написания контрольных работ, страница 44

5.  Из зародыша, имеющего форму щитка в полость бластулы выселяются клетки, которые вместе с трофобластом образуют хорион.

6.  Часть хориона, врастая в матку, и образует плаценту через которую и питается зародыш. Зародыш с плацентой связывает пупочный канатик по кровеносным сосудам которого транспортируется кровь от зародыша к плаценте и наоборот.

7.  К концу третьей недели зародыш вступает в стадию гисто- и органогенеза. Из зародышевых лепесток формируются основные системы органов.

В этот период зародыш крайне чувствителен к различным химическим веществам, принимаемым матерью (наркотики, никотин, алкоголь, лекарственные препараты и др.), а также к инфекционным заболеваниям матери. Они могут стать причиной неправильного развития, всевозможных аномалий и уродств.

К концу второго месяца внутриутробного развития (эмбриогенез длится 273 ± 7 дней) зародыш принимает черты, характерные для организма человека. С этого времени его называют плодом.

Последующие месяцы плод интенсивно растет, продолжают развиваться все физиологические системы, ко дню рождения длина плода достигает 48-50 см, масса 3200-4000 г.

Рождение ребенка начинается с сокращения мышц матки (полный мышечный орган треугольной формы длиной 6-8 см), слизистая оболочка имеет богатое кровоснабжение и брюшной стенки, благодаря которым плод выталкивается наружу, при этом происходит разрыв амниотического мешка и отхождение околоплодных вод. У новорожденного появляется самостоятельное дыхание, пуповина перевязывается и перерезается.

После рождения и развития человека выделяются следующие периоды:

1.  Новорожденный – 1-10 суток, несовершенство всех систем, новая среда, вне организма матери необходимо питаться молоком.

2.  Грудной – до года. В 6-8 месяцев появляются зубы, держит голову – шейный лордоз, сидит – грудной кифоз, встает – поясничный и крестцовые изгибы позвоночника. Кости эластичные, имеется опасность сколиоза, рахита, плоскостопия, появляются условные рефлексы, речь.

3.  Ясельный – до 3 лет, ребенок познает мир, важно соблюдать правильное питание, необходимо много витаминов, белков.

4.  Дошкольный – до 6 лет, усложняются и совершенствуются, накапливаются условные рефлексы, меняются зубы и т. д.

5.  Школьный (подростковый) – до 16-17 лет – период бурного преобразования организма. Активно идут процессы полового созревания, интенсивно развиваются вторичные половые признаки, происходит становление характера. Характеризуется чрезмерной эмоциональностью, вспыльчивостью, неуравновешенностью, пониженной работоспособностью, повышенной утомляемостью.

6.  Юношеский – до 20-21 года – идет формирование личности и социальных признаков.

7.  Зрелый возраст – до 60 лет – функции и строение организма относительно постоянны.

8.  Период старения.

9.  Смерть.


Оглавление

Общие определения. 2

Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.. 2

Общий обзор организма человека. 3

Понятие о тканях, органах, системе органов. 4

Опорно-двигательная система. 7

Соединения костей.. 8

МЫШЦЫ.. 10

КРОВЬ. 12

Функции крови.. 13

Плазма. 13

Форменные элементы.. 14

Переливание крови, группы крови, резус-фактор. 16

СЕРДЦЕ. КРОВООБРАЩЕНИЕ. 17

ДЫХАНИЕ. 20

Газообмен в легких и тканях. 21

ПИЩЕВАРЕНИЕ. 22

Строение пищеварительной системы.. 23

Работы И.П. Павлова. 26

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. 27

Обмен воды и минеральных солей.. 29

Витамины.. 30

Выделительная система. 30

Почки.. 30

КОЖА. 32

Нервная система. 34

Строение и функции спинного мозга. 34

Головной мозг. 35

Понятие о вегетативной нервной системе. 36

АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. 38

Орган зрения. 38

Орган слуха. 40

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 41

Торможение условных рефлексов. 42

Высшая нервная деятельность. 43

Сон и его значение. 45

ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ. 46

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА. 48