Анатомия: Справочные материалы для написания контрольных работ, страница 39

–  торможения условных рефлексов и виды торможения;

(см. выше)

–  разработка учения о первой и второй сигнальных системах.

Согласно учению, в основе психической деятельности человека лежат физиологические процессы, происходящие в головном мозге.

Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей –сигналов внешней среды. Эта система свойственна как человеку, так и животным.

Но поведение человека намного сложнее, чем поведение любого животного. Только для человека характерна высокоразвитая психическая деятельность, сознание, мышление, способность к абстрагированию.

Учение И.П.Павлова о второй сигнальной системе составляет основу понимания сущности мышления, психической деятельности человека.

Особенно сложные формы поведения, свойственные человеку, так же как и у животных, связаны с образованием условных рефлексов и их торможением. Однако, если животные реагируют только на непосредственные раздражители (сигналы) внешней среды (свет, тепло, холод, запахи и т. д.), то раздражителем для большинства условных рефлексов человека служит слово, отражающее понятие о предметах и явлениях.

На основе образования условных рефлексов, в которых раздражителем является слово, базируется обучение и воспитание человека, выработка у него трудовых навыков и привычек. Опираясь на речевую (слово) функцию, Павлов и разрабатывал учение о сигнальных системах.

Вторая сигнальная система связана с функцией речи, со словом слышимым или видимым и есть только у человека.

Для человека слово – это сигналы сигналов первой системы, тогда как для животных слово – это набор звуков.

Слово, речь воспринимается только человеком и лежит в основе его способности к обобщению понятий и представлений, к отвлеченному логическому мышлению.

Образование условных рефлексов у человека начинается с первых дней жизни ребенка: кормление, пеленание сопровождается общением с ним, разговором, узнаванием матери и т. д. Слова, которые произносит мать, ребенок сначала не понимает, но постепенно, по мере роста и развития слова начинают обозначать для него конкретные предметы (например, слово «каша», которой его кормят, «стол», за которым он сидит). Постепенно, с течением времени, ребенок начинает обобщать словом «стол», «каша» различные предметы, имеющие общие признаки: каша, рисовая, манная, пшенная. Слово выражает наши понятия. Мы обобщаем словами не только предметы, их свойства и признаки, явления природы, но также свои ощущения и отвлеченные понятия, мы мыслим словами, т. е. слово является основой мышления.

Только тогда, когда человек начинает понимать смысл слов, тогда слова создают вторую сигнальную систему. Слово воспринимается только человеком, оно своеобразный раздражитель – это средство общения людей в их трудовой деятельности.

    Научиться говорить можно лишь в человеческом обществе. Дети, воспитываемые дикими зверями до 5-7 летнего возраста, не говорят, у них не было свойственного человеку мышления, их невозможно было научить говорить.

Человекообразные обезьяны во многом напоминают человека, они выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. Но человекообразные обезьяны обладают только конкретным мышлением: воспринимают внешний мир через раздражения, действующие непосредственно на органы чувств. Обобщать, мыслить отвлеченно от самих предметов, т. е. понятиями о них, обезьяны не способны.

Человек живет в обществе и подчиняется общественно-социальным законам. Основу жизни человека составляет трудовая деятельность в коллективе, создание и применение орудий труда.

Человек обладает сознанием и членораздельной речью, благодаря которой общается с людьми, передает и накапливает трудовой опыт. Человек способен мыслить отвлеченно, развивать науки, искусства. Развитие этих всех качеств непрерывно связано с развитием человеческого общества.