Преодоление курения. Современные подходы к созданию образовательных программ, направленных на профилактику курения

Страницы работы

Содержание работы

ПРЕОДОЛЕНИЕ КУРЕНИЯ

Значительная распространённость табакокурения в мире в мире, а также связанные с ним медико-социальные проблемы и экономические убытки обуславливают поиск эффективных стратегий борьбы с этим важным фактором риска для здоровья людей.

Более 5 млн. населения планеты умирает сегодня от болезней, вызванных курением (в Европе – 1,2 млн, в Украине – более 100 тыс.).

Курение сокращает среднюю ожидаемую продолжительность жизни населения на 15 лет.

Описание: Безимени-7

Никогда не курившие – референтная группа.

Рис. 1. Потери продолжительности жизни в зависимости от статуса курения (мужчины ≥ 35 лет).  

В мировом масштабе социально-экономический ущерб от табачной эпидемии оценивается в 200 млрд. долларов США. Сегодня табакокурение является фактором риска развития 25 болезней, в том числе сердечнососудистых и онкологических.

 На лечение болезней, вызванных курением, расходуется 6-15% ресурсов здравоохранения. В будущем прогнозируется дальнейший рост смертности и социально-экономических потерь, если не будет кардинально сокращено распространение этой вредной привычки.

Распространённость курения.

В США курит 23% населения, в Греции – 45%, В РБ – 42%. В Украине курят 42% мужчин и 26% женщин (распространённость курения среди подростков достигает 40 %).                                        

Курящие подростки отличаются от некурящих:

1.  Беспечностью, более легкомысленному отношению к жизни, непереносимостью монотонного труда (например, уроки),стремлением к ярким впечатлениям)

2.  Сниженной ответственностью, снииженным контролем за своим поведением.

3.  Импульсивностью.

4.  Сниженным интеллектом.

Курящие подростки в конфликтных ситуациях используют соперничество, некурящие – сотрудничество и компромисс.

Курящие приобщаются к наркотикам в 8 раз чаще, чем некурящие.

Описание: Безимени-9

Рис. Распространённость курения среди московских школьников 5-11 классов                                                 
(2000 год)

Описание: Безимени-11

Рис. Распространённость курения среди московских школьников 5-11 классов                                                 
(2000 год)

Современные подходы к созданию образовательных программ, направленных на профилактику курения.

Известно, что табачные компании ведут агрессивную политику, направленную на расширение рынка сбыта, удержания старых потребителей и привлечения новых. Одной из мер противодействия является разработка и реализация образовательных антитабачных программ.

Главные задачи этих программ:

·  Удержание молодёжи от курения;

·  Поощрение и мотивация отказа от курения;

·  Поддержка курильщиков, которые хотели бы отказаться от этой вредной привычки;

·  Изменение отношения общества к потреблению табака.

Европейский и мировой опыт показывает высокую эффективность образовательных мероприятий, направленных на удержание молодёжи от курения.

Необходимо иметь в виду, что реклама табачной продукции направлена на формирование ошибочного мнения:

·  о высоком статусе курящего человека;

·  о курении, как имидже молодости, красоты и силы.

Противодействовать такой пропаганде должны образовательные программы, позволяющие эффективно бороться с навязанным табачной индустрией ложным имиджем курения.

Образовательные программы должны включать в себя:

·  информацию о последствиях курения;

·  информацию о последствиях вдыхания дыма «пассивными курильщиками»;

·  методы отказа от курения;

·  информирование людей о метолах, используемых табачной индустрией (агрессивная маркетинговая и рекламная политика, тактика манипулирования табачными издениями);

Образовательные программы должны учитывать особенности групп населения:

·  Возраст;

·  Профессию;

·  Социальные особенности

Требования к информации о последствиях курения вдыхания дыма «пассивными курильщиками»:

·  Чёткость и убедительность доказательств о пагубности курения;

·  Формирование эмоций возмущения, страха, удивления, скуки

Как бросить курить:

Исследования показывают, что больше, чем 90% курящих  людей знают о вреде курения, но 70% не могут прекратить курить самостоятельно. Поэтому, образовательные программы должны быть профилактическими среди некурящих и включать  в себя информацию для тех, кто хочет бросить курить.

·  Избегать ситуации, в которых обычно куришь (заменить эти ситуации)

·  Желательно найти компанию, которая поможет бросить курить (группа поддержки)

·  Важно заменить объект аддикции (привязанности ) – например, семечки, жвачки, спички, карамельки, чупа-чупсы.

·  Психотерапия.

·  Иглорефлексотерапия.

Похожие материалы

Информация о работе