Биология индивидуального развития: Методические указания по проведению лабораторных занятий, страница 2

ЗАДАНИЕ 3. Изучить таблицы «Участок стенки эпителия семенных канальцев крысы», «Дифференцировка сперматиды сперматозоида». Найти сперматогонии типа А и В, сперматоциты в начале редукционного деления и сперматиды. Зарисовать изменения клеток в ходе спермиогенеза. Дать характеристику сперматиды.

ЗАДАНИЕ 4. Учебная таблица «Строение сперматозоида». Зарисовать схему строения мужской половой клетки, обозначить акросому и части хвостика(связующая, промежуточная, главная, концевая).

Учебная таблица «Строение женской половой клетки». Зарисовать схему строения и обозначить оболочки клетки (блестящая, лучистый венец).

ЗАДАНИЕ 5. Препарат «Яйцеклетка лягушки» рассмотреть строение кортикального слоя клетки.

Препарат «Сперматозоиды петуха». Рассмотреть свободно лежащие клетки, обратить внимание на размеры головки и хоста.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е   В О П Р О С Ы.

1.  Отличие половых клеток от соматических?

2.  Понятие о первичных половых клетках и прогенезе?

3.  Характеристика фаз овогенеза и сперматогенеза?

4.  Строение сперматозоида и яйцеклетки?


ТЕМА 2. Оплодотворение и ооплазматическая сегрегация

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1.  Изучить общую характеристику процесса оплодотворения и его биологическое значение.

2.  Рассмотреть стадии оплодотворения.

3.  Ознакомиться с современными представлениями о механизмах активации яйцеклетки.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, микроскопы, препараты, схемы.

ХОД РАБОТЫ:

1.  Изучить стадии оплодотворения.

2.  Изучить механизмы дистантного и контактного взаимодействия спермиев и яйцеклетки (зарисовать схему).

3.  Ознакомиться с этапами акросомной реакции спермиев и кортикальной реакцией яйцеклетки.

4.  Изучить процесс синкариона.

5.  Ознакомиться с механизмом партеногегнеза, андрогенеза.

            ЗАДАНИЕ 1. Препарат «Оплодотворение». В мазке рассмотреть процесс оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. 

            ЗАДАНИЕ 2. Учебная таблица «Оплодотворение; дробление». Зарисовать схему оплодотворения с указанием фазы контактного взаимодействия и синкариона.Отметить период деления созревания, указать редукционные тельца. Рассмотреть и описать формирование мужского и женского пронуклеуса. Выделить оболочку оплодотворения.

            ЗАДАНИЕ 3. Учебная таблица «Дистантное и контактное взаимодействие спермиев и яйцеклетки». Зарисовать схему фазы дистантного взаимодействия. Указать процесс капоцитации сперматозоида (зарисовать рецепторы головки сперматозоида, процесс отделения углеводов с поверхности головки, процесс связывания рецепторов сперматозоида с НАГ-рецепторами.)

            Зарисовать фазу контактного взаимодействия. Отметить процесс связывания рецепторов сперматозоида с рецепторами яйцеклетки, процесс проникновение сперматозоида через оболочку яйцеклетки.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е   В О П Р О С Ы:

1.  Биологическое значение процесса оплодотворения?

2.  Перечислить стадии оплодотворения?

3.  Роль гомонов в процессе дистантного взаимодействия?

4.  Молекулярный механизм акросомной реакции спермиев?

5.  Механизм кортикальной реакции?

6.  Партенонегез. Андрогенез.


7.   

ТЕМА 3. Дробление. Сравнительная характеристика гаструляции у разных позвоночных

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1.  Изучить механизм дробления и типы дробления.

2.  Изучить строение бластулы и типы бластул у животных с различным типом дробления.

3.  Охарактеризовать основные способы гаструляции (инвагинация, эпиболия, деламинация, иммиграция, смешанный тип).

4.  Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, микропрепараты, микроскоп.

ХОД РАБОТЫ:

1.  Рассмотреть типы дробления (полное - неполное, равномерное - неравномерное, синхронное - асинхронное). Зарисовать дробление у разных типов животных.

2.  Изучить строение бластулы (зарисовать дробление яйцеклетки лягушки и типы бластул у животных с различным типом дробления)

3.  Ознакомиться с основными способами гаструляции. Рассмотреть и зарисовать различные типы гаструл в зависимости от способы гаструляции.

4.  Дать сравнительную характеристику ранней стадии гаструляции у разных позвоночных.

            ЗАДАНИЕ 1. Учебная таблица «Дробление, бластула и начало гаструляции». Рассмотреть типы деления у разных биологических видов. Отметить типы дробления у амфибий, птиц и млекопитающих. Обосновать правила клеточного деления Гертвига-Сакса, применительно к процессу дробления у разных животных.