Рабочая тетрадь по дисциплине «Биология и основы медицинских знаний» для студентов специальности «Информационные системы и технологии (в экологии)»

Страницы работы

65 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы









Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования
«Международный государственный экологический
университет имени А. Д. Сахарова»

Факультет экологической медицины

Кафедра биологии человека и экологии

Е. Ю. Жук, Н. А. Малышевская, Г.М. Долбик

рабочая тетрадь

по дисциплине

«Биология и основы медицинских знаний»

для студентов специальности

«Информационные системы и технологии (в экологии)»

факультета заочного обучения

Минск

2010

УДК 57:61

ББК 28:5

        Ж85

Рекомендовано к изданию НМС МГЭУ им. А. Д. Сахарова
(протокол №
7 от 16 апреля 2008 г.)

Авторы:

к.б.н., доцент, зав. кафедрой биологии человека и экологии Е.Ю.Жук,

старший  преподаватель кафедры биологии человека и экологии Н.А.Малышевская,

к.б.н., доцент кафедры биологии человека и экологии Г.М.Долбик

Рецензенты:

Прищепчик О.В., к.б.н., доцент кафедры зоологии БГПУ им. М. Танка,

Смирнова Т.П., к.б.н., доцент кафедры биологии человека и экологии
МГЭУ им. А. Д. Сахарова

           Жук, Е.Ю.

Ж85 Рабочая тетрадь по дисциплине «Биология и основы медицинских
          знаний» для студентов специальности «Информационные системы и
          технологии (в экологии)»  /  Е. Ю. Жук, Н. А. Малышевская, Г. М. Долбик. –
          Минск : МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2010. – 64 c.

ISBN 978-985-6931-42-3.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Биология и основы медицинских знаний» предназначена для студентов специальности 1-40 01 02-06 «Информационные системы и технологии (в экологии)» факультета заочного обучения учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова». Она содержит необходимый теоретический материал и самостоятельные задания, предназначенные для освоения нового материала  и использования в процессе закрепления имеющихся знаний по биологии, а также для осуществления контроля знаний студентов.

Рабочая тетрадь может быть использована студентами дневной (очной) и заочной форм обучения для более детального изучения раздела «Эволюция организации систем органов».

УДК 57:61

ББК 28:5

ISBN 978-985-6931-42-3

© Международный государственный
     экологический университет имени
     А. Д. Сахарова, 2010


 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Тема 1. Способы добычи пищи, эволюция
пищеварительной системы животных организмов. 5

Тема 2. Сравнительная характеристика
дыхательной системы животных организмов. 10

Тема 3. Особенности организации кровеносной
системы беспозвоночных и позвоночных животных. 14

Тема 4. Эволюция выделительной системы
беспозвоночных и позвоночных животных. 18

Тема 5. Особенности организации нервной системы и органов
чувств различных систематических групп животных организмов. 21

Тема 6. Развитие и размножение
беспозвоночных и позвоночных животных. 27

Приложения. 30

Приложение А.. 30

Приложение Б.. 39

Приложение В.. 42

Приложение Г.. 46

Приложение Д.. 51

Приложение Е.. 60

Список литературы.. 62


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Биология и основы медицинских знаний» является неотъемлемой частью учебного процесса при подготовке квалифицированных специалистов по специальности «Информационные системы и технологии (в экологии)». Преподавание данной дисциплины продолжает и систематизирует биологическое образование, необходимое для студентов специальностей экологического профиля.

Рабочая тетрадь содержит разнообразные задания, которые выполняют образовательную и развивающую функции и могут быть использованы для проверки знаний. Студенты, выполняя задания, не просто дают ответ на тот или иной вопрос, а пользуются приобретенными знаниями, производят их анализ осмысленно, обобщают изученный материал и дают правильный ответ. Рабочая тетрадь содержит задания, которые систематизируют знания студентов.

Задания, представленные в темах рабочей тетради, содержат материал эволюционно-сравнительного плана как возможность анализа имеющихся знаний в области эволюции животного мира.

Задания составлены на основе программы по дисциплине «Биология и основы медицинских знаний» для студентов специальности «Информационные системы и технологии (в экологии)». В результате выполнения заданий решается целый ряд задач: повышается интерес к изучаемой дисциплине, углубляются знания студентов по основным темам курса, обеспечивается нестандартный подход к изучаемому материалу, предоставляется возможность самостоятельно проверять и контролировать усвоение знаний, развивается личный творческий потенциал.


Тема 1. Способы добычи пищи,
эволюция пищеварительной системы
животных организмов

Цель занятий

1. Разобрать различные способы получения пищи  беспозвоночных и позвоночных животных.

2. Изучить особенности строения и функции пищеварительного тракта беспозвоночных животных.

3. Изучить особенности строения и функционирования пищеварительного тракта позвоночных животных.

4. Ознакомиться с особенностями строения зубной системы хордовых животных.

Теоретические сведения (Приложение А)

Ход работы

Задание 1. Дайте определение понятиям. В скобках укажите примеры.

Парентеральное питание – _____________________________________ ____________________________________________________(___________)

Фильтрация – ________________________________________________ ____________________________________________________(___________).

Пиноцитоз – _________________________________________________ ____________________________________________________(___________).

Фагоцитоз – _________________________________________________ ____________________________________________________(___________).

Задание 2. Заполните табл. 1.

Таблица 1

Характеристика пищеварительной системы
беспозвоночных и позвоночных животных

Систематические группы
животных

Представители

Последовательность отделов
пищеварительного тракта

Простейшие

Инфузория туфелька

Плоские черви

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Круглые черви

Аскарида
человеческая

Кольчатые черви

Дождевой червь

Моллюски

Виноградная улитка

Членистоногие

Речной рак

Иксодовый клещ

Майский жук

Рыбы

Окунь речной

Земноводные

Лягушка
озерная

Пресмыкающиеся

Гадюка
обыкновенная

Птицы

Белый аист

Млекопитающие

Лисица
обыкновенная

Задание 3. Подчеркните правильные ответы

1. Эти железы выделяют слюну, которая смачивает и начинает химическую обработку пищи (поджелудочная железа, слюнные железы, эндокринные железы).

2. Жизненно важный орган для организма, который накапливает гликоген, являющийся источником глюкозы, выделяет желчь, необходимую для расщепления липидов (аппендикс, желудок, печень).

3. Орган, расположенный в брюшной полости, в котором пищевой комок смешивается с желудочным соком и продвигается через привратник

Похожие материалы

Информация о работе