Изучение универсального многофункционального лабораторного стенда физики низких температур, страница 2

При выполнении лабораторной работы одновременно используются оба сосуда. При этом чаще всего в одном из сосудов постоянно размещается массивное металлическое ядро, находящееся в тепловом равновесии с комнатной средой, а во второй сосуд перед опытом заливают определенную порцию жидкого азота, который за время опыта, как правило, успевает полностью испариться. Лишь в одной из работ (посвященной градуировке температурных датчиков) второй сосуд приходится поочередно заполнять жидким азотом, “сухим льдом”, смесью воды и льда или кипящей водой. При этом заполнение сосуда жидким азотом или кипящей водой рекомендуется всегда производить, вынимая сосуд из гнезда и размещая его на некотором удалении от стенда, чтобы избегать случайного попадания капель азота или воды на блок “холодных спаев”.

Помимо сосудов-термостатов при проведении опытов в каждой лабораторной работе используются, как уже отмечалось, индивидуальные тепловые ячейки. Каждая такая ячейка обычно состоит из исследуемого образца и набора вспомогательных деталей, с помощью которых обеспечивается оптимальный режим изменения температуры образца в опыте. Тепловая ячейка собирается студентом перед опытом непосредственно на лабораторном столе, рядом со стендом и после этого погружается в соответствующий сосуд-термостат. Гибкие свободные концы температурных датчиков с размещенными в них чувствительными элементами обычно вставляются в соответствующие отверстия тепловой ячейки, пока она находится непосредственно на лабораторном столе, рядом со стендом. И только после этого ячейка совместно с датчиками опускается вручную в сосуд.

4. Контроллер. Наиболее сложным узлом стенда является теплофизический контроллер (ТФК) – многофункциональный электронный прибор, работающий по задаваемой оператором (студентом, преподавателем) программе.

На одном стенде могут автономно работать один или два студента. Техническое задание на конкретную работу они обычно получают от преподавателя через базовый компьютер и фиксируют его в контроллере. Первичные экспериментальные материалы, полученные на стенде, студент передает через контроллер преподавателю в базовый компьютер и затем получает от преподавателя их для дальнейшей самостоятельной обработки, привлекая при необходимости находящиеся в лаборатории индивидуальные компьютеры. Для скачивания полученной в опыте информации из базового компьютера в свое распоряжение студенту необходимо иметь дискету формата 5,25², объемом 1,44 МB или любой другой электронный носитель памяти.

В лабораторном стенде контроллер решает обширный комплекс разноплановых задач, в частности:

– обеспечивает заданный оператором режим проведения опыта;

– производит дискретную, с фиксированным шагом по времени, регистрацию изменяющихся во времени показаний электрических температурных датчиков;

– реализует запрограммированный оператором режим дискретного опроса показаний задействованных в опыте датчиков;

– преобразует электрические сигналы датчиков в измеряемые ими физические параметры (температуру, давление, электрическое сопротивление, влажность и т. д.), привлекая для этого введенные в контроллер передаточные функции используемых датчиков;

– выводит на жидкокристаллический дисплей графики изменения показаний задействованных в работе датчиков (в милливольтах);

– сохраняет в своей памяти экспериментальный массив, собранный в процессе одного или нескольких опытов (до четырех);

– передает все собранные в опыте экспериментальные данные опыта в базовый компьютер (по командам студента или преподавателя);

– обеспечивает обратную связь с базовым компьютером и подчиняется его командам,