Принимаем, что металл охлаждается за один цикл подачи, т.е. за время одной процедуры, а охлаждение изоляции происходит за три цикла подачи:
![]()
Рассчитываем тепловые потоки от металла и изоляции:
, 
Отношение суммы тепловых потоков к теплоте парообразования азота позволит рассчитать расход жидкого азота на охлаждение трубы:
![]()
Вторым источником испарения азота будет являться
теплоподвод из окружающей среды. Величина теплоподвода из окружающей среды
определяется по формуле:
,
где К – это коэффициент теплопередачи: 
Для упрощения расчетов принимаем, что
теплоотдача со стороны жидкого азота составляет:
,
теплопроводность
изоляции:
,
.
Наружный диаметр изоляции
определяется как диаметр трубы + удвоенная толщина изоляции. Для описания
теплообмена с внешней стороны трубопровода полагаем, что коэффициент
теплоотдачи окружающей среды не превышает: ![]()
Время подвода теплоты от окружающей
среды к трубопроводу определяется по выражению:![]()
Соответственно расход азота связанный с
теплопритоками от окружающей среды определится из выражения:
.
Потери азота от дросселирования определяются по выражению:
, где
-
степень сухости пара после дросселирования определяется по таблицам состояния
жидкого азота.
Далее определяем все затраты азота при подаче через магистраль, они определяются как сумма всех затрат:
![]()
Зная текущий расход жидкого азота и время процедуры, можно определить потери азота в магистрали за время одной процедуры:
![]()
Т. к. время одного цикла заправки равно времени трех
процедур, то это позволяет нам определить количество азота потерянное в
магистрали за один цикл заправки:
.
Для иллюстрации эффективности работы магистрали определим
отношение потерь азота в магистрали к общему количеству азота поданного через
магистраль:
.
Между двумя соседними циклами заправки, установка работает, используя для проведения процедур жидкий азот, накопленный в сосуде, соответственно необходимо определить межпроцедурное (заправочное) время простоя.
Это время определится, как: отношение количества азота поданного в сосуд к расходу азота во время процедуры и составит 960 секунд.

Зная время межзаправочного простоя, определяем количество
теплоты, которое будет подведено из окружающей среды к магистрали, между
циклами заправки: ![]()
Далее рассчитываем количество азота на компенсацию
теплопритоков из окружающей среды: 
Для второго цикла заправки количество израсходованного азота
определится из выражения: ![]()
Для расчета количества азота использованного в течение
первого часа работы используем выражение:
,
а для
последующих часов выражение
.
В результате можно
определить суточные потери азота, которые зависят от количества пройденных
часов, (рабочая нагрузка принимается равной 5 часам): 
Среднепроцедурные потери азота
связанные с подачей криоагента по магистрали определяются по выражению:
.
Рассчитаем количество азота, которое мы
экономим за счет утилизации паров:
,
– теплота перегрева
паров.
Количество сэкономленного азота определяется как произведение суточных потерь на отношение:
![]()
Зная количество криоагента сэкономленного за счет утилизации паров , можно определить фактический расход азота с учетом экономии, в течении одних суток:
![]()
Тогда действительные затраты связанные с подачей криоагента к комплексу через магистраль определится из формулы:
![]()
Отношение действительных затрат к потребному количеству азота, для проведения заданного количества процедур, называется затратным коэффициентом магистрали:

Описанный выше алгоритм расчета выполнен для 4-х вариантов магистрали, с помощью электронного редактора “EXCEL² и представлен в табличном варианте см. Таблицу 4.
Таблица 4. Расчет потерь азота при подаче через трубопроводы разной длины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.