Устойчивость электрических систем: Практикум для студентов специальности «Электроснабжение», страница 12

– перегрузка трансформаторов пусковыми токами не должна превышать определенного значения, зависящего от числа пусков в
сутки и их длительности.

Наиболее предпочтительным является прямой пуск высоковольтных электродвигателей. Однако для широкого ряда типоразмеров высоковольтных электродвигателей такой вид пуска неприемлем, т. к. в определенных условиях их пусковое напряжение ограничено. Для турбодвигателей прямой пуск от полного напряжения сети недопустим, поскольку при таком пуске имеется опасность перегрева наружного слоя бочки ротора из-за поверхностного эффекта.

Для электродвигателей напряжением 6–10 кВ пусковой ток для начального периода пуска рассчитывают без учета активного сопротивления двигателя и питающей сети. С учетом этих допущений ток при пуске двигателя через трансформатор от шин бесконечной мощности в относительных единицах

               , о. е., (4.1)

где  – напряжение на шинах бесконечной мощности, принимается равным 1,05, о. е.;

 – сопротивление двигателя, о. е.;

 – сопротивление сети от шин бесконечной мощности до места подключения двигателя, о. е.

Пусковой момент двигателя в начале пуска должен быть на 20…30 % больше момента сопротивления механизма в неподвижном состоянии и не менее чем на 10 % больше на всем промежутке разгона.

               , о. е.,             (4.2)

где  – кратность пускового момента двигателя, о. е.;  – момент сопротивления механизма в неподвижном состоянии, о. е.;

Если прямой пуск недопустим, последовательно с двигателем включают пусковое сопротивление. Параметры схемы электроснабжения и пуска в относительных единицах связаны следующими соотношениями:

               , о. е.,        (4.3)

               , о. е.,           (4.4)

где  – допустимое снижение напряжение в сети, о. е.;  – допустимое максимальное напряжение, задаваемое заводом-изготовителем, о. е.;  – допустимое минимальное напряжение, задаваемое заводом-изготовителем, достаточное для разворота электродвигателя с заданной нагрузкой, о. е.

В связи с отсутствием специальных пусковых устройств для пуска электродвигателей на пониженном напряжении применяют токоограничивающие реакторы и силовые трансформаторы.

Напряжение на выводах электродвигателя в начальный момент пуска при использовании реактора равно

               , о. е.,   (4.5)

где  – мощность короткого замыкания на шинах сети, МВА.

Остаточное напряжение на шинах источника питания

               , о. е.     (4.6)

Сопротивление пускового реактора, обеспечивающего требуемое начальное напряжение на двигателе

               , Ом.        (4.7)

Номинальный ток реактора

                                                                     , А,                                                          (4.8)

где С – постоянный коэффициент, принимается для меди равным 122, для алюминия – 82;  – допустимое число пусков и длительность одного пуска, с;  – среднее значение пускового тока через реактор, определяется по формуле

               , А.         (4.9)

Выбранный реактор проверяется на термическую и динамическую стойкость. Находят сопротивление реактора в относительных единицах и проверяют напряжение на шинах источника при пуске от выбранного реактора в соответствии с условием (4.4).

Пример 11

Определить остаточное напряжение на шинах и выводах двигателя при его пуске. Схема представлена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Схема к примеру 11

Элементы схемы характеризуются следующими данными.

ЭД: ; ; ; ; .

Система С: .

Трансформатор Т: ; .

Токопровод: ; .

Нагрузка: ; .

Расчет выполним в относительных единицах, приближенном приведении. За базисную мощность примем , за базисное напряжение – .

Реактивное сопротивление системы:

               .

Реактивное сопротивление трансформатора:

               .

Мощность нагрузки:

               .

Реактивное сопротивление нагрузки:

               .

Реактивное сопротивление токопровода:

 .

Пусковая мощность двигателя:

                МВА.

Сопротивление двигателя:

                                                                    .