Основы железнодорожной статистики. Статистика перевозок. Показатели работы подвижного состава. Статистика основных средств и технической оснащённости

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

                                                (железнодорожный транспорт)

29


ОСНОВЫ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАТИСТИКИ

             Железнодорожная статистика – является частью курса «Статистика», которая продолжает изучение отраслевых аспектов данной дисциплины. Она изучает транспортную систему во взаимодействии с другими видами  транспорта общего пользования, а также внутриведомственный транспорт (подъездные пути).

            Особенности организации перевозочного процесса на разных видах транспорта вызывают необходимость выделения статистики отдельных видов транспорта в самостоятельные научные и прикладные дисциплины. Таким образом, железнодорожная статистика является частью транспортной статистики и входит вместе с ней с общую систему экономической статистики.

            Предметом железнодорожной статистики является  количественная сторона явлений и процессов, присущих железнодорожному транспорту. Железнодорожная статистика разрабатывает систему показателей, отображающих условия и результаты деятельности железных дорог (объемы продукции, работ и услуг; качество работы; техническую оснащенность; наличие и использование подвижного состава; трудовых, материальных, финансовых ресурсов и другие стороны работы). Железнодорожная статистика разрабатывает методы обобщения и анализа работы железнодорожного транспорта в целом, а также его отдельных структурных подразделений.

           Особенности железнодорожного транспорта, которые учитываются при построении системы показателей, следующие:

          - железнодорожный транспорт представляет собой территориально связанную и централизованно управляемую систему;

          - значительная часть основных средств транспорта – подвижной состав – постоянно изменяет свое местоположение, что вызывает необходимость применения специфических методов учета наличия, характеристики работы и оценки использования;

          - железнодорожный транспорт работает круглосуточно, что требует нестандартного подхода к установлению отчетного периода и моментов учета;

          - услуги по перевозкам и работа подвижного состава обуславливают необходимость разработки методологии перехода от характеристики явлений к характеристике процессов во времени и в пространстве;

           - часть работников непосредственно связана с движением поездов, что требует применения особых методов статистического наблюдения.

          Эти особенности железнодорожного транспорта определяют специфику методов железнодорожной статистики, которая состоит в следующем:

           - соблюдение учетной дисциплины – своевременное и четкое заполнение первоисточника информации, полнота и достоверность записей;

           - совпадение момента регистрации с фактическим изменением состояния, местонахождения или рода выполняемой работы;

           - введение особого, не совпадающего с календарным, отчетного момента для характеристики наиболее динамичных массовых явлений (погрузка, выгрузка, прием и сдача вагонов, парк вагонов и др.);

           - совокупность приемов, образующих методологию перехода от характеристики явлений на момент времени к характеристике явлений за период времени, а также переход от точечной характеристике положения единиц учета к пространственной их характеристике;

          - своеобразные методы выявления степени участия отдельных подразделений железных дорог в освоении перевозок и влияния успешности работы этих подразделений на конечные результаты деятельности отдельных железных дорог и сети в целом

Похожие материалы

Информация о работе