Международный маркетинг: Учебное пособие, страница 56

После того как «IKEA» устанавливает целевую розничную цену для предлагаемого продукта, компания приступает к выбору предприятия для его производства. При выборе производителя компания всегда ищет баланс между сокращенной стоимостью труда и стандартами качества продукта (чтобы сократить производственные затраты, компания всегда искала  возможности построить отношения с поставщиками в развивающихся странах). Распределение закупок «IKEA Group» по странам представлено в табл. 8.

   Таблица 8

Распределение закупок «IKEA Group»

 по странам (пять лидирующих стран)

Регион

% закупок

Китай

18

Польша

12

Швеция

9

Италия

7

Германия

6

«IKEA» демонстрирует описание спецификаций предложенных продуктов и возможные затраты своим поставщикам, вовлекая тех в процесс конкуренции за заказ на производство. Некоторыми из своих поставщиков-производителей «IKEA» владеет, но даже те должны конкурировать с независимыми поставщиками за заказ от «IKEA». В некоторых случаях, разные составляющие конечного продукта могут поставляться от поставщиков в разных странах.

Во время процесса подбора производителя, инженеры «IKEA» определяют материалы, которые будут использованы для производства продукта. Здесь также сохраняется фокус на экономии затрат: компания вполне может использовать высококачественные материалы (например, дорогостоящую древесину) для покрытия поверхностей, которые наиболее видимы и которые подвергаются наибольшей нагрузке. Это достаточно необычный пример, когда одиночный продукт из дерева содержит в себе пять разных ингредиентов, типичен для «IKEA».

После того, как определена цена, выбран производитель и определены материалы, «IKEA» объявляет тендер на дизайн среди десятка своих дизайнеров и “фрилансеров”. При этом предполагается, что дизайн осуществляется для ситуации, когда перевозка произведенных компонент конечного изделия осуществляется в ровно упакованных коробках (одна из мантр компании так и звучит: “Мы не перевозим воздух”). Поэтому, в дальнейшем если IKEA и проводит редизайн своих изделий, то целью является, скорее всего, максимизация  количества перевозимых продуктов на одной паллете.

Вначале своей деятельности фокус компании был, главным образом, на цене. Несмотря на некоторый первоначальный успех, мебель «IKEA» была в лучшем случае функциональной, в худшем – отвратительной. С тех пор компания стала уделять огромное значение дизайну. На сегодняшний день низкие цены сочетаются с хорошим дизайном. Корпоративный  слоган “Низкие цены со значением” подтверждает обещание компании создавать стильные товары, которые не будут восприниматься покупателями как дешевые. 

На сегодняшний день «IKEA Group» представляет собой группу разнопрофильных компаний (от деревообрабатывающих до торговых). Объем продаж в 2005 году составил 14,8 млрд. евро, количество сотрудников — около 90 тыс. человек, ежегодное количество покупателей — более 400 млн. человек. В 2006 году было издано 160 млн. каталогов продукции на 25 различных языках.

В настоящее время IKEA занимает 5 – 10 % рынка в каждой из стран, в которых работает, и продолжает активную экспансию. В 2006 финансовом году планируется открыть 20 новых магазинов по всему миру с акцентом на трех наиболее динамичных рынках — России, Китае и США. Пришествие «IKEA» в Россию сопровождается триумфальным успехом.