Международный маркетинг: Учебное пособие, страница 20

Но новый акционер был обеспокоен, поскольку прежняя деятельность «Harley Davidson» была не приспособлена к предусмотренному расширению «AMF». В то время, когда японские предприятия «Honda» и другие – наводнили рынок мотоциклами, «Harley Davidson» потерял позиции. Однако компания официально отметила, что «крах был только по причине запоздалой реакции фирмы на растущий интерес потребителя к легким мотоциклам». Всю глубину деморализации «Harley Davidson» выявила контрольная проверка качества 60 % выпуска. Результаты проверки были малоутешительными – 50 % мотоциклов «Harley Davidson» не отвечали стандартам и только 5 % японских мотоциклов претерпели неудачу при их контрольной проверке.

«AMF» установила, что убытки в течение 2-х лет составили 4,8 млн. долларов. В конце концов это было обнародовано. Билс – вице-президент по продаже мотоциклов, все еще верил в компанию: он создает команду единомышленников, получает 81,5 млн. долларов кредита от «Citicorp» и выкупает акции «Harley Davidson» у «AMF». После этого все связи с «AMF» были разорваны.

Билс был среднего возраста, он закончил авиационно-инженерную школу и был уважаемым специалистом. Но он сделал значительно больше, чем простой специалист. Его личные интересы и профессиональное призвание было в мотоциклах. Хорошо разбираясь в положении дел на «AMF», он смог выкупить акции «Harley Davidson» у «AMF».

Прогнозы для компании были мрачными. Ее рыночные акции, которые были доминантой индустрии до вторжения «Honda», сейчас составляли 3 % фондового рынка компаний, занимающихся производством мотоциклов. В 1983 году «Harley Davidson» хотел отпраздновать 80-й день рождения, но некоторые сомневались в своевременности этого.

Тарифная защита казалась единственной надеждой «Harley Davidson». Конгресс, прошедший в 1983 году, пошел на очень значительный рост ввозных тарифных ставок для японских мотоциклов. Взамен старого тарифа 4 %, японские мотоциклы становились предметом тарифа     45 % для таможенных поступлений на срок 5 лет. Новые тарифы на японскую продукцию дали компании «Harley Davidson» новые надежды и она медленно начала восстановление стоимости акций на рынке. Билс управлял ростом акций «Harley Davidson», он собрал акционеров компании, понял их волнение и беспокойство и пообещал изменения. Основой этого роста была группа лояльных клиентов, которые назывались «HOG» (Группа владельцев «Harley»).

Вили Г. Давидсон, старший сын основателя компании и вице-президент проекта, был ярким контрастом по сравнению с более изысканным Билсом. Вили выглядел как среднего возраста хиппи. Он носил шлем викинга, у него были длинные неопрятные волосы, а его неухоженная борода прятала часть его обветренного загоревшего лица. С его старой кожаной курткой, Давидсон годился для руководства объединением «HOG».

В декабре 1986 года «Harley Davidson» потребовал Конгресс убрать тарифный барьер раньше, чем было спланировано. Доверие к компании было восстановлено и она верила, что теперь может конкурировать с японцами на равных.

Билс и другие менеджеры после посещения сборочного завода в Марисвилле, были поражены тем, что японцы бились не над «роботами, утренней дисциплиной и песнями о компании», а уделяли внимание профессиональным менеджерам, которые понимают задачи бизнеса и обращают внимание на изготовление каждой конкретной детали. В результате у японцев издержки были на 30 % ниже, чем у «Harley Davidson». Билс и его менеджеры попытались перенять часть японских технологий. Они разделили каждый завод по профилю и назначили менеджеров отвечать за конкретную область деятельности. Были созданы системы «Just in time» и «MRP», предназначенные для более эффективного управления, а главное -для минимизации всех материально-производственных запасов, как на производстве, так и за его пределами. Были созданы кружки качества для увеличения доли участия служащего в улучшении качества и для улучшения связи между директоратом и рабочими. Другая новая программа – статистический оперативный контроль – дает служащим ответственность за качество их собственной работы и получение соответствующих корректирующих установок. Были предприняты меры по созданию трудовых соглашений, более «чувствительным» к проблемам служащих, с более ощутимой помощью и поощрениями. Были произведены улучшения продукции, особенно установка нового двигателя и его монтаж в резине для уменьшения вибрации. Разработали новое оборудование – была сделана стереосистема и селекторы в каске мотоциклиста.