Программа курса и методические указания по курсу "Строительные машины", страница 4

Вопросы для самопроверки

17.Охарактеризуйте приводы строительных машин.

18.В чём сущность объёмного гидравлического привода строительной машины? Изобразите схему привода.

19.Какие основные виды ходового оборудования применяют в строительных машинах?

20.Как рассчитать необходимую силу тяги движителей колёсных и гусеничных строительных машин?

21.Охарактеризуйте системы управления строительных машин. В чём сущность систем управления с усилителями?

Тема 4. Категории производительности строительных машин.
Понятие производительности и определяющие её факторы.
Производительность техническая (часовая), сменная (эксплутационная), годовая (1 час)

Формулы производительности для машин циклического и непрерывного действия приведены в [1, с. 76; 2, с. 43; 3, с. 61].

При изучении производительности следует учесть, что сменную производительность машин циклического действия (особенно для машин с относительно длинным периодом цикла, таких, как скреперы, краны на монтажных работах, автомобили) определяют в такой последовательности:

целое число циклов в смену


где Тс - продолжительность смены в часах;

Кв - коэффициент использования сменного времени;

tц - продолжительность цикла в часах;

сменная производительность:


где Q - продукция за один цикл, т или м3.

Вопросы для самопроверки

22.Дайте определение категорий производительности.

23.Как определить коэффициент использования сменного времени?

24.Как определить сменную производительность для машин непрерывного действия, перемещающих материал отдельными порциями?

Тема 5. Машины безрельсового транспорта. Автомобили. Трансмиссии автомобиля. Особенности расчёта скорости автомобиля. Тракторы. Тракторные поезда. Одноосные и двуосные тягачи (2 часа)

Изучив устройство автомобиля [1, с. 81; 2, с. 104; 3, с. 64], следует остановиться на особенностях тягового расчета автомобильного транспорта [1, с. 90; 3, с. 80].


В случае отсутствия динамической характеристики скорость движения гружёного автомобиля (без учёта сопротивления воздуха и силы инерции при разгоне автомобиля), определяется в километрах как:

где: N-мощность двигателя автомобиля;

G - масса автомобиля;

 - КПД трансмиссии автомобиля;

Q-масса перевозимого груза;

-коэффициент сопротивления дороги качению ( = 0,2…0.02);

i - уклон дороги.

Если разность ; скорость автомобиля зависит также от коэффициента сцепления и пути торможения Sт обычно равному (5...7 м) и равна:


Устройство гусеничного трактора представлено в [1, с. 85; 3, с. 68], там же приведён вывод формулы для определения, требуемого числа прицепов тракторного поезда.

Тягачи (особенно на пневматическом ходу) находят всё большее применение в строительству. Конструктивные особенности машин и способы их агрегатирования, а также возможность использования двухосных тягачей даны в [1, с. 89; 3, с. 71].

Вопросы для самопроверки

25.Изобразите кинематические схемы автомобиля и трактора.

26.В каких случаях отсутствует пробуксовка автомобиля? Приведите формулу проверки автомобильного поезда по условию сцепления с дорожным покрытием.

27.Как определить число прицепов тракторного поезда?

28.Назовите цели и задачи применения одноосных и двуосных тягачей? Приведите примеры агрегатирования тягачей.

Тема 6. Транспортирующие машины непрерывного цикла. Назначение, область применения и устройство ленточных, цепных, винтовых и вибрационных конвейеров. Определение производительности.
Назначение и схема пневмотранспортирующих установок
всасывающего и нагревательного типов (2 часа)

Изучая ленточные конвейеры, следует обратить внимание на функции тягового и натяжного барабанов. Первый из них обеспечивает необходимое тяговое усилие ленты, с помощью второго создают предварительное натяжение ленты. Расчёт усилий в набегающей и сбегающей ветвях конвейера базируется на неравенстве Эйлера, вывод которого приводится в [1, с. 102; 3, с. 81].

Конструктивные схемы и принцип работы цепных конвейеров изложены в [2, с. 162; 3, с. 81].