Производительность машин. Эксплуатационная производительность машин, ее разновидности и методы определения, страница 4

   При годовом и перспективном планировании деятельности крупных строительных организаций, министерств и ведомств, а также при ком­плектовании парков машин и контроле за их использованием при­меняют эксплуатационные нормы годовой производительности машин (директивные нормы годовой выработки), а также технико-экономиче­ские нормы использования машин.

   Эти нормы рассчитывают на списочный состав парка, числящийся на балансе, с учетом не только работающих машин, но и тех, которые находятся в ремонте, в переброске с одной площадки на другую или в консервации. Они устанавливаются в виде годовой выработки в на­туральных единицах, исчисленных на обезличенную продукцию. Для машин, по которым такую выработку рассчитать или учесть трудно, технико-экономические нормы использования устанавливают в виде количества часов, которое должно быть отработано каждой машиной (списочного состава парка) в течение года.

   Эксплуатационная годовая выработка машин, привязанная к кон­кретным условиям, может быть определена по формуле

,                                                                                              (2.22)

где Пэ.ср.ч— эксплуатационная среднечасовая в разрезе года произво­дительность машины; Тг.ч—число часов работы машины в году, определяемое по годовому режиму без учета при этом внутрисменных простоев; Кгод—степень увеличения годовой производительности за счет лучшего использования машины в году (уменьшения внутрисмен­ных, целосменных и целодневных перерывов, повышения производи­тельности за час работы).

    Эксплуатационную среднечасовую и годовую производительность комплекта машин постоянного состава при выполнении этим комплек­том однородных работ измеряют в единицах конечной продукции и при­нимают равными соответствующим производительностям ведущей машины.

    Если комплект машин имеет переменный состав и включает не­сколько ведущих машин (каждая из которых выполняет часть основ­ных работ) и если при этом ведущие машины начинают и заканчивают работу неодновременно, то эксплуатационную выработку комплекта машин определяют следующим образом.

    Эксплуатационную среднечасовую выработку определяют по каж­дой ведущей машине в отдельности в единицах конечной продукции или работы, которая с помощью этой машины производится или выполняет­ся. При этом единица измерения выбирается общей для всех ведущих машин (1 т монтажа сборных конструкций, 1 м3 грунта и т. д.).

    Годовую выработку комплекта машин переменного состава опреде­ляют в принятых единицах конечной продукции по формуле

                                                                                                                  (2.23)

где Wi— объем работ в единицах конечной продукции, выполняемый каждой ведущей машиной комплекта и связанных с нею комплектую­щими машинами; Тoi — число машино-часов (машино-смен), отрабо­танных на объекте каждой ведущей машиной комплекта; Тгодi -число часов (смен) работы в году каждой машины комплекта в соответствии с эксплуатационным годовым режимом ее работы.

   Комплектующие машины, работающие совместно с ведущими ма­шинами, но не выполняющие основных работ (краны на укрупнительной сборке, погрузке и разгрузке, трайлеры с тягачами, используемые на доставке конструкций с приобъектного склада к месту монтажа; автосамосвалы на отвозке грунта; бульдозеры на отвале и др.), при расчете по формуле (2.23) годовой выработки в единицах конечной про­дукции не учитываются, хотя их работа и является необходимой для получения конечной продукции.