Производительность машин. Эксплуатационная производительность машин, ее разновидности и методы определения, страница 3

    В зависимости от характера перерывов в работе машины и отрезка времени, на который эксплуатационная производительность рассчиты­вается, различают эксплуатационную производительность часовую, среднечасовую (среднесменную) и годовую.

    Эксплуатационную часовую производительность рассчитывают на 1 ч полезного рабочего времени машины, т. е. без учета внутрисменных перерывов по организационным и метеорологическим причинам.

    Эксплуатационная среднечасовая производительность исчисляется на 1 ч смены с учетом в составе этого времени перерывов по метеороло­гическим и организационным причинам.

    Эксплуатационную годовую производительность рассчитывают на 1 год работы списочной машины в составе парка с учетом при этом внутрисменных и целосменных перерывов, определяемых применитель­но к условиям правильно организованного строительства.

    Эксплуатационная производительность (часовая, среднечасовая и годовая) может устанавливаться как нормативная и планово-расчетная.

    Нормы эксплуатационной часовой производительности, называемые также производственными нормами выработки, являются основой для определения заданной рабочим при сдельной оплате труда, в свя­зи с чем их включают, как обязательные к применению, в состав «Единых норм и расценок на строительные и монтажные работы» (ЕНиР).

    Эти нормы используют также при составлении проектов, производ­ства работ и оперативных планов (недельно-суточных, декадно-суточных и месячных). При этом, как правило, при расчете плановой выработки учитывают перевыполнение производственных норм, свя­занное с реальными условиями данной стройки и обеспечиваемое соот­ветствующими организационно-техническими мероприятиями.

    Производственные нормы выработки машин устанавливают мето­дами технического нормирования.

   Для новых машин производственные нормы выработки определяют путем умножения величины технической производительности этих машин за 1 ч чистой работы, установленной расчетным путем, на переход­или коэффициент К1 от технической производительности к производст­венной норме выработки, рассчитанный по эталонной машине. При различии в сменных режимах работы новой и эталонной машин (снижение по новой машине против эталонной времени внутри смены на тех­ническое обслуживание и другие перерывы, учтенные сменным режимом) величина переходного коэффициента, исчисленного для эталонной машины, подлежит корректировке в сторону увеличения.          Нормы эксплуатационной среднесменной производительности, по­лученные путем умножения норм эксплуатационной среднечасовой производительности на продолжительность смены в часах, приводятся в сборниках сметных норм и используются при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ.

    Нормы эксплуатационной среднесменной производительности ма­шин необходимы также для расчета плановых технико-экономических показателей использования машин на длительные отрезки времени и в том числе показателей годовой выработки.

    Для перехода от эксплуатационной производительности часовой Пэ.ч к среднечасовой Пэ.ср.ч применяют переходный коэффициент К2, величина которого определяется отношением полезного рабочего вре­мени внутри смены tпол к общей продолжительности смены tсм:

,                                                                                                 (2.20)

,                                                                                                 (2.21)