Динамика показателей машин в зависимости от их возраста, страница 3

Результаты статистического анализа показывают, что удельная суммарная оперативная продолжительность простоев tп/tp из-за ТО и ремонтно-восстановительных работ для машин всех видов интенсивно повышается при увеличении срока эксплуатации (рис. 1). Для машин со сроком эксплуатации 8-9 лет этот показатель примерно в 2 раза выше, чем для новых машин. Для транспортных средств tп/tp несколько выше (на 22-33%), чем для землеройной техники. Последнее объясняется повышенным вниманием к техническому состоянию землеройных машин как головных в землеройно-транспортных комплексах.

Рис. 1. Изменение соотношений интервалов времени tп и tр в зависимости от срока эксплуатации Т для землеройных машин (1) и транспортных средств (2);  ------ аппроксимирующие кривые

Указанные изменения показателя tп/tp приводят к соответствующим снижениям во времени КТИ (рис. 2). У машин после 8-9 лет эксплуатации коэффициент Кти примерно на 25% ниже, чем у новых.

Рис. 2. Изменение коэффициентов технического использования  Кти землеройных машин (I) и транспортных средств (2) в зависимости от срока эксплуатации Т, ------   теоретические линии регрессии

Коэффициент Кти землеройных машин в среднем на 11 % выше, чем у транспортных средств.

Результаты статистической обработки данных эксплуатации землеройно-транспортных комплексов позволяют представить зависимость коэффициента КТИ от года эксплуатации Т в виде следующих уравнений регрессии:

для землеройных машин (экскаваторов, бульдозеров)

для автомобилей-самосвалов

Из уравнений следует, что Кти = 0 при Т =20 лет.

Снижение значений коэффициентов Кти по мере старения машин приводит к соответствующим понижениям их выработки, особенно после 5-6 лет эксплуатации. Выработка у землеройных машин после 8-9 лет эксплуатации на 25-30% ниже, чем у новых, а выработка у транспортных средств уже после 5-6 лет эксплуатации снижается в 1,5-2 раза.

Хотя простои по организационным причинам не учитываются при расчетах временных интервалов показателей надежности машин [2], статистический анализ показывает достаточно закономерное изменение таких простоев в зависимости от срока эксплуатации техники (рис. 3).

Рис. 3. Закономерности изменения удельного времени простоев по организационным причинам Л, в зависимости от срока эксплуатации Т землеройных машин (1) и транспортных средств (2)

Простои по организационным причинам интенсивно возрастают в первые 3-4 года эксплуатации машин, затем практически стабилизируются на уровне 18-20% для транспортных средств и 14-16% для землеройной техники, в какой-то степени отражая отношения tп/tp для этих машин (см. рис. 1).

Рис. 3. Зависимость экономического эффек­та от числа контролируемых стадий

На рис. 3 показана разница в за­тратах на устранение причин и по­следствий ненадежности при четырех и двенадцати стадиях жизненного цикла системы, полученная в предпо­ложении, что стоимость доработок документации и изделий от стадии к стадии возрастает примерно на по­рядок. Несмотря на уменьшение раз­ницы AQi при переходе от стадии к стадии, потери от ненадежности при реализации двенадцатистадийной про­граммы работ меньше примерно в 1,5 раза, чем при четырехстадийной программе /на23/.

Рассмотренный пример характери­зует качественную картину распреде­ления потерь по стадиям жизненного цикла системы. Для более детального исследования конкретных многоста­дийных программ целесообразно раз­рабатывать статистические модели.

При создании дорогостоящих уни­кальных сложных систем наиболь­ший эффект в экономии материаль­ных, стоимостных и временных ресур­сов при прочих равных условиях дает расчленение сложного процесса соз­дания и эксплуатации системы на большее число контролируемых ста­дий.

Однако при введении каждой кон­тролируемой стадии в процесс тре­буются дополнительное время на сбор информации, на анализ полученных результатов и выработку управляю­щих воздействий, а также дополнительные затраты материально-техни­ческих и стоимостных ресурсов. Поэ­тому разделение процесса на число стадий больше двенадцати может быть оправданно только для сверхсложных уникальных систем, отказы которых совершенно недопустимы. При созда­нии простых Систем, по которым име­ется большой опыт аналогичных раз­работок, целесообразно сокращать число контролируемых стадий не в ущерб надежности.