Основные производственные фонды строительной отрасли. Сохранение амортизационных средств от инфляции, страница 3

Отрицательно сказывается отсутствие научно обоснованных сроков службы средств труда, норм их выбытия и обновления. К тому же процессы ликвидации устаревших фондов в современных условиях перехода к рынку остаются экономически не управляемыми.

Это привело к тому, что в парке строительной техники произошло увеличение доли машин со сверхнормативными сроками службы, которая только в последние пять лет возросла в строительстве в 1,3—1,9 раза и составила по башенным кранам 34%, гусеничным — 37%, автомобильным — 19%, экскаваторам — 17%.

Уровень использования ОПФ характеризуется данными табл. 5.

Таблица 5

Среднегодовые показатели использования парка строительных машин в

1991—1995 гг.

Вид машин

Время

работы за

год, час

Средняя

прод.

работы в

сутки

К-во дней

работы

одной

машины в

год

Коэффи-

циент

техничес-

кой го-

товности

К-во дней

нахожде-

ния

машины в

ремонте

Экскаваторы

одноковшовые

1770

8,7

204

0,8

50

Краны: гусеничные

2325

10,2

228

0,86

36

пневмоколесные

2276

10,4

219

0,85

40

башенные

2206

10,2

216

0,88

31

Бульдозеры

2223

9

247

0,8

62

Скреперы

1710

8,4

203

0,77

61

Автогрейдеры

1654

8,5

195

0,77

57

В настоящее время в строительстве находится свыше 300 тыс. машин и механизмов, из которых около 19% — с истекшими сроками службы. При этом только за последние четыре года их доля по группе экскаваторов возросла с 12 до 17%, бульдозеров — с 11 до 14, кранов пневмоколесных — с 20 до 29, гусеничных — 24 до 37% и т. д. Это негативно сказывается как на эффективности использования ОПФ, так и на издержках производства.

В неудовлетворительном состоянии находится и ремонтно-эксплуатационная база. В результате простои машин в ремонте и его ожидании в 2—3 раза превышают нормативные, качество ремонта остается низким, а стоимость высокой. Во многих организациях велики и внеплановые ремонты, которые обусловлены низким качеством изготовления машин, их технического обслуживания и др. Плохая служба поддержания техники ускоряет процесс ее износа и удорожает стоимость эксплуатации.

Большое значение для улучшения использования строительной техники имеет также повышение коэффициента сменности ее работы, величина которого колеблется в среднем от 1 до 1,3, сокращение целосменных и внутрисменных простоев машин, уровень которых достигает 25—30% и более. При этом наибольшие потери вызываются несвоевременной подготовкой фронта работ, перебоями в снабжении, слабой организацией труда, внеплановыми ремонтами, их низким качеством.

Отсутствие научно обоснованных нормативов потребности в ОПФ также отрицательно сказывается на уровне их использования. В результате одни организации имеют избыток фондов, в других их не хватает. Повышение уровня фондооснащенности строительства в каждом конкретном случае должно, осуществляться до определенного предела. Дальнейшее его увеличение ведет к перенасыщению организации средствами труда, и, соответственно, к снижению уровня их использования, увеличению затрат на содержание и эксплуатацию фондов.