Жизненный цикл машин. Изменение надежности изделия, страница 2

Каждый этап ЖЦ изделия сопровождается соответствующей методической и нормативной базой, обеспечивающей поступательное развитие процесса доводки образца до требуемого уровня надежности. Несовершенство этой базы или несоблюдение ее требований приводит к искажению действительной картины надежности, что отражается на проведении доводочных работ на более поздних этапах и на функциональном поведении изделия при его эксплуатации.

При этом обнаружение и устранение конкретной причины отказа на последующих этапах ЖЦ образца приводит к значительно большим издержкам, нежели отработка этого недостатка ранее, когда он был упущен в силу недостаточного качества или неполноты применения нормативно-методической базы.

НИОКР

Отсутствие достоверных методов прогнозирования и проверки надежности на этапе НИОКР или применение их не в полном объеме, как правило, приводит к конструктивным отказам, возникающим из-за низкой надежности, заложенной в конструктивно-компоновочных и схемных решениях. Впоследствии эти отказы практически не поддаются ликвидации и сопровождают изделие в качестве "хронического" дефекта вплоть до снятия с серийного производства.

Для проведения комплексных и целевых работ по обеспечению надежности изделия на всех этапах ЖЦ необходима соответствующая финансовая поддержка. Средства для проведения экспертиз и выработки рекомендаций по обеспечению надежности на этапе разработки изделия, когда оно присутствует в форме чертежно-технической документации, несоизмеримы с затратами на поддержание надежной работы несовершенной техники, когда она реализована в материале.

Экономический эффект, получаемый в результате подобных вложений на каждом этапе ЖЦ изделия, во много раз превышает объемы инвестиций в обеспечение надежности.

Проведение работ по обеспечению необходимого уровня надежности современных изделий должно сопровождаться развитием нормативно-методической базы и ее полноценным использованием. Для образцов, разрабатываемых с использованием последних достижений научно-технического прогресса, необходимо иметь адекватные методы исследований, оценки и анализа надежности. Это требует совершенствования средств обеспечения надежности, разработки наукоемких методов, применения компьютерных технологий, использования современных способов и приемов работы, развития аппаратной основы, подготовки высококвалифицированных специалистов в области надежности, что невозможно без соответствующего финансирования.

Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд работ по обеспечению надежности имеет фундаментальный проблемный характер и, разумеется, требует вложений более крупных, чем для выполнения типовых текущих заданий. Но потенциал, накопленный при этом, не остается невостребованным при завершении таких работ, а используется в дальнейшем как научно-технический задел для обеспечения надежности на более высоком уровне.

На ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ доминируют прогнозные методы оценки надежности, и от степени достоверности и глубины их проработки зависит точность заключений и рекомендаций по доводке образца.

В настоящее время методические разработки предполагают ряд способов оценки надежности изделия по чертежно-технической документации с помощью экспертизы надежности его составных частей и элементов. При этом в основном используются экспертные методы, которые при всей их утонченности не обеспечивают идентификацию объективной картины и являются субъективными, особенно при недостаточности выборки и невысокой квалификации специалистов. Часто применяемый метод определения уровня надежности узла или устройства по отношению к прототипу хорош при разработке подобных или совершенствуемых агрегатов, но не всегда адекватно срабатывает при внедрении принципиально новых технический решений. Следует отметить недостаточность и системное несовершенство способов расчета усталостных, прочностных, износных и других характеристик элементов конструкций.