Состояние парка машин. Динамика производства машин. Динамика количества машин в строительстве, страница 2

Как видно из табл. 3, в период с 1970 по 1991 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста числа всех видов строительных машин. Число экскаваторов за эти годы возросло в 1,68 раза, бульдозеров — в 1,5 раза, кранов передвижных — в 1,7 раза, автопогрузчиков — в 3,8 раза и т. д. Однако, начиная с 1992 г., парк машин в строительстве сокращается. Это обусловлено тремя обстоятельствами: во-первых, резким ростом их стоимости, что не позволяет многим строительным организациям в связи с их трудным финансовым положением приобретать необходимую технику, во-вторых, — списанием в эти годы большого количества изношенных машин и, в-третьих, — сокращением их производства. Например, выпуск экскаваторов за истекшие четыре года в целом по стране снизился в 2,6 раза, бульдозеров 5,4 раза, автогрейдеров — 2,3 раза, кранов башенных — в 14,4 раза и т. д. Аналогичная тенденция наблюдается и в 1996 г.

Сложившаяся ранее структура производства отечественного строительного машиностроения была основана на выпуске машин среднего и тяжелого класса, предназначенных для ведения работ в районах массового, сосредоточенного строительства. Потребителями таких машин выступали, как правило, крупные организации регионального и отраслевого характера, которые осуществляли водохозяйственное, транспортное, энергетическое, промышленное, жилищное и другие виды строительства. В результате изменения характера строительно-монтажных работ спрос на данную технику резко снизился и отразился на падении ее производства, начиная с 1991 г.: по экскаваторам до 20%, бульдозерам до 11,1%, автогрейдерам до 25%, кранам башенным до 5%. По этой номенклатуре машин имеется избыток производственных мощностей (В. А. Касаткин, начальник отдела механизации и технологии Департамента стройиндустрии Госстроя РФ. Новая   отечественная   техника//МС. № 9. 1997. С. 21-28.)

Строительная техника является активной частью основных произ­водственных фондов (ОПФ). В 1999 г. от всего объема ОПФ сто­имость машин и оборудования со­ставила 28%, транспортных средств — 12, производственного и хозяйственного инвентаря — 2, зданий и сооружений — 58% [во65].

В строительстве все еще есть значительное количество избыточ­ной техники. Использование ре­жимного времени основных ма­шин, как установлено исследова­ниями, составляет примерно 30— 45%.

3а годы реформ парк строительной техники сократился по основной номенклатуре в среднем на 30—35%, в том числе по экскаваторам — на 35%, бульдозерам — на 40%, кранам автомобильным — на 29%, кранам пневмоколесным — на 28%. Удельный вес машин с истекшим сроком службы составляет в среднем 18—30%

Наличие некоторых строительно-дорожных машин в строительных организациях (на конец 1996 г., тыс. шт.)

1990 г.

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1996г. в % к 1990 г.

Экскаваторы

70,2

76,8

72,9

63,6

55,9

50,8

51

72,7

Скреперы

12,9

16,6

15,5

13,5

12,4

9,1

8,7

64,4

Бульдозеры

65,1

77,6

74,2

66,5

58,5

51,4

51

78,3

Краны передвижные

93,5

106,5

108,8

95

88,5

82,3

80

85,6

Автогрейдеры

8,4

13,9

15,1

15,2

13,9

12,7

13,3

158,3

При этом наличный парк машин превышает возможности их использования, поэтому сбыт новой техники затруднителен.

Износ активной части основных фондов в строительстве составляет 30%, а оборотных средств на замену изношенного оборудования недостаточно.

Уровень обновления парка строительных машин за последние 5 лет снизился в 10—12 раз

Количество машин с истекшим сроком службы

1985 г. – 14 % [та61]

В настоящее время в строительстве находится свыше 300 тыс. машин и механизмов, из которых около 19% — с истекшими сроками службы. При этом только за последние четыре года их доля по группе экскаваторов возросла с 12 до 17%, бульдозеров — с 11 до 14, кранов пневмоколесных — с 20 до 29, гусеничных — 24 до 37% и т. д.

Таблица 1

Показатели

Данные за 1990 г.                1999 г.

% снижения в 1999 г. в сравнении с 1990 г.

Избыток техники в 1999 г. тыс. шт./%

Удельный вес машин с истекшим сроком службы, %

Объем выполненных строительно-монтажных работ, %

100

33

67

Строительные машины, тыс. шт.: экскаваторы

66,5

28,4

57,3

6,4 22,5

37,6

бульдозеры

68,3

27,8

59,3

5,3 19,1

47,3

Краны: башенные

21,7

10,8

50,2

3,6 16,6

54,2

автомобильные

56,1

22,9

59,2

4,4 19,2

35,6

пневмоколесные

14,1

5,9

58,2

1,2 20,3

48,6

гусеничные

15,65

8,4

46,3

3,2 38,1

58,4