Требования к инженеру-механику строительно-дорожных машин

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРУ-МЕХАНИКУ СДМ

Инженерному труду свойственны определенные особенности и функ­ции. Исторически место и роль инженерно-технического труда опреде­ляются положением инженера в составе совокупного рабочего и связа­ны с обособлением умственного труда в связи с появлением машин, укрупнением производства, развитием функций регулирования, управ­ления, координации, проектирования и конструирования [ку37].

Характер инженерного труда

Разделение и кооперация труда вызвали необходимость его координации, что и является первой функцией инженерно-технического работника.

Вторая функция его связана с созданием и применением машин, а затем и комплексов машин, потребовавших специальных знаний при их проектировании, производстве и эксплуатации.

Третьей особенностью, свойственной инженерному труду, явля­ется передача ему в связи с разделением труда наиболее сложных функций совокупного рабочего: функции координации, контроля, под­готовки и организации производства, т. е. принятия решений.

Четвертой особенностью инженерного труда является его производ­ственный характер, позволяющий определить предмет, средства и ре­зультат инженерного труда. Предметом инженерного труда яв­ляются, во-первых, технологический процесс в целом или отдельные элементы этого процесса. В качестве средств труда в первом слу­чае выступают инженерные и управленческие методы, являющиеся средствами инженерно-технического труда совокупного рабочего. Естественно, что и эффективности инженерно-технического труда в этом случае оценивается по итогам, т. е. конечному результату.

Инженерный труд, как и всякий другой, имеет характерные инди­видуальные особенности, направленные на получение и преобразова­ние информации, подготовку и принятие инженерных решений. В ка­честве предмета труда выступает информация в различных ее проявле­ниях; в качестве средств труда — приспособления, облегчающие и ме­ханизирующие этот труд (счетно-решающие машины, средства связи, чертежные принадлежности и т. д.); в качестве результатов труда — преобразованная информация и инженерные решения.

Таким образом, инженер — это специалист, который, опираясь на теоретические знания, навыки, деловые и личностные качества, обес­печивает на основе анализа, расчетов, подготовки и принятия реше­ний, а также других методов создание, преобразование или поддержа­ние в работоспособном состоянии технических, технологических, эко­номических и других систем или подсистем с заданными критериями их функционирования.

Инженер-механик технической эксплуатации — это специалист с высшим образованием, работающий в подразделениях инженерно-технической службы предприятий и организаций автомобильного транспорта и обеспечивающий управление работоспособностью подвиж­ного состава автомобильного транспорта.

Чтобы определить требования к инженеру-механику, рассмотрим мотивацию и область его деятельности, конкретные функции и решаемые задачи, наиболее вероятное его рабочее место.

Проведенный МАДИ анализ показал, что наиболее вероятными первичными должностями для специалистов, направляемых в УМС, являются мастер ремзоны (сервис-инженер)(28 %), механик (рем участка, линейный) (20 %), инженер ПТО (13 %). Характер­но, что именно в связи с требованиями, определяемыми первичными должностя­ми, руководителями отмечаются главные недостатки молодых специалистов: сла­бое умение работать с персоналом, и в частности показать при необходимости приемы работы, войти в контакт, вести разъяснительную работу; недостаточная профессиональная подготовка; слабое знание документации; низкая дисциплина и самокритика и др.

Несоответствие должности и профессиональной подготовки существенно со­кращает успешность деятельности специалиста. Удельный вес специалистов, успешно выполняющих свои функции, сокращается в 3,5 раза при отсутствии инженерной подготовки по необходимой специальности и еще в 4,3 раза при от­сутствии вообще инженерной подготовки. В последнем случае успешно выполня­ют необходимые функции только 4—5%.

Характер знаний, которые должен иметь специалист, определяется не толь­ко начальными должностями, но и последующим его продвижением в иерархии управления. Введем термин «траектория деловой карьеры специалиста», т. е. по­следовательность и этапы перемещения специалиста в иерархии управления и производства. Применительно к ИТС наибольший интерес представляет траекто­рия перемещения инженера-механика от начальных должностей до руководите­ля этой службы — главного инженера предприятия.

Проведенный анализ показывает, что за 8—10 лет примерно 20 % специа­листов достигают этого уровня, что с учетом выбытия из АТП и отрасли составля­ет около половины всех специалистов, остающихся в АТП. Наиболее характер­ными являются три схемы деловой карьеры инженера ИТС автомобильного тран­спорта.

Производственная схема (рис. 6.4, а), в соответствии с которой инженер в начале своей трудовой деятельности руководит первичны­ми производственными рабочими коллективами — бригадами, участ­ками. Ее вероятность 50—55 %.

Похожие материалы

Информация о работе