Система показателей оценки эффективности дорожностроительных машин, страница 2

Основной группой показателей эффективности использования машины являются показатели первой группы, представляющие приведенные удельные затраты по основным подсистемам машины.

Применение показателей, построенных на их стоимостном измерении, имеет ограничения. Стоимость эксплуатационных затрат в условиях рынка является коммерческой тайной. Цена машины отражает в значительной степени рыночный спрос на нее. Для прогноза эффективности эти величины могут быть использованы не в полной мере. Целесообразно для оценки эффективности объектов техники при проектировании и эксплуатации использовать обобщенные показатели в натуральных единицах измерения (кВт, кг, м, с).

Третья группа показателей, измеряемая в натуральных единицах, характеризует степень технического совершенства машины в соответствующих условиях эксплуатации с учетом характера строительных работ. Эту группу составляет ряд обобщенных, относительных и частных показателей.

Обобщенный показатель

характеризует энергетические, материальные и трудовые ресурсы, приходящиеся на единицу производительности в натуральных единицах измерения. Обобщенный показатель  имеет аналогичную структуру

 

Он характеризует энергетические и материальные затраты в натуральных единицах измерения на единицу удельной производительности. Величина показывает, сколько единиц удельной энергоемкости приходится на единицу удельной производительности. Лучшая машина имеет минимальное значение показателя. Удельная энергоемкость характеризует затраты энергии на  единицу производительности, у лучшей машины имеет наименьшую величину.

Удельная материалоемкостьхарактеризует материальные затраты  на единицу производительности. Лучшая машина имеет минимальное значение показателя. Удельная производительность

 является величиной, обратной величине т и характеризует производительность машины на единицу массы. Лучшая машина имеет максимальное значение показателя. Показатель энергонасыщенностимашины характеризует энергетические затраты на единицу массы машины. Лучшая машина имеет оптимальное значение показателя в заданных условиях эксплуатации.

Производительность машины

(техническая, эксплуатационная) характеризует количество единиц продукции за единицу времени. Выработка на одного рабочего характеризует количество единиц производительности, приходящейся на одного рабочего.

Далее имеют место частные показатели отдельных агрегатов машины и отдельных рабочих операций: t- время рабочего цикла,- время на отдельную операцию цикла,- коэффициент использования машины, характеризует ее надежность, h - КПД машины и отдельных агрегатов.

Показатель для оценки эффективности машины выбирают в зависимости от целей, поставленных перед производителем работ. Так, эффективность по энергетическим и материальным затратам в натуральных единицах измерения (кВт, т, ч, м) определяется на основании показателя Оценка эффективности сокращения времени на производство работ может быть выполнена по показателю производительности 77. Анализ обобщенных показателей показывает, что высоконадежная машина с техническими параметрами, установленными расчетом на основе известных положений для большинства случаев, может быть использована в таких условиях эксплуатации, где она может дать наибольший эффект по поставленному целевому показателю. Параметры условий эксплуатации в этом случае могут быть установлены на основании решения обратной задачи.

Анализ рассмотренных показателей системы позволяет сделать ряд выводов:

-  показатель эффективности следует выбирать исходя из стоящих перед производителем работ целей (экономия финансовых средств, сокращение энергетических и материальных ресурсов, сокращение времени строительства и т.п.);

-  величина показателя эффективности зависит от технических параметров машины и условий эксплуатации;

-  оптимальные значения таких параметров машины, как энергонасыщенность (Mm), мощность (ДО, масса (т) и других, определяются характером целевой функции и условиями эксплуатации;

-  показатели эффективности использования машины в стоимостных единицах измерения (I являются основными, однако трудность их использования позволяет рекомендовать (в условиях рынка) предварительную оценку эффективности осуществлять на основании обобщенных показателей 3-й группы в натуральных единицах измерения (кВт, т, м, ч и т.д.), а в качестве обобщенного показателя следует использовать показатель, являющийся компромиссным показателем двух отдельных показателей - удельной энергоемкости () и удельной производительности (I или удельной материалоемкости (, с

-  высоконадежная машина с обоснованными техническими параметрами для большинства случаев может быть использована в условиях эксплуатации, где она дает наибольший технико-экономический эффект, а рациональные условия эксплуатации определяются решением обратной задачи;

-  эффективность использования машины и ее выбор по показателям стоимости целесообразно осуществлять в два этапа - методом деления области поиска на части. На первом этапе оптимизировать выбор параметров машины по показателям, имеющим натуральные единицы измерения (). На втором этапе среди оптимальных в техническом отношении машин следует выбирать приемлемую по стоимостным показателям экономии ресурсов (приведенные удельные затраты, прибыль).

Оптимизация по системе разноцелевых показателей может быть осуществлена на основании компромиссного решения, например методом «Приближения к идеальной точке» [2, 3].

Список литературы

1. Дорожно-строительные машины и комплексы: Учебник для вузов по специальности Строительные и дорожные машины и оборудование / В.И. Баловнев, А.Б. Ермилов и др.; под общей ред. В.И. Баловнева. М.: Машиностроение. 1988. 384с.

2. Завадскас Э.К. Комплексная оценка и выбор ресурсосберегающих решений в строительстве. Вильнюс: Моклас, 1987. 212 с.

3. Кандаурова Н.М. Анненкова О.С. Пути повышения эффективности применения землеройной техники // Актуальные проблемы строительства: Тезисы докл. науч.-техн. конф. Воронеж, 1987. С. 29-30.