Основные производственные фонды. Показатели использования основных фондов. Основные пути улучшения использования основных производственных фондов, страница 6

В условиях отсутствия инвестиций, собственных свободных средств в требуемых объемах, сложности и дороговизны привлечения заемных средств аккумуляция средств в КС позволила бы значительно и резко (в 4—6 раз) увеличить объемы капиталовложений на обновление парка машин и оборудования. Она не требует бюджетных ассигнований и государственных гарантий. Тем более, обновление этого парка за счет амортизационных отчислений при норме амортизации 15% занимает порядка 7 лет, а через КС парк (в сопоставимых объемах) можно обновить 2 раза за 9 лет.

Основные пути улучшения использования основных производственных фондов

Повышение эффективности использования основных производственных фондов име­ет большое экономическое значение, так как позволяет увеличить объем выполняемых работ без изменения парка строительных машин и оборудования. Это достигает­ся в результате интенсивного использования  машин и оборудования как в течение нормативного   срока их службы, так и за счет его продления.

      Основные пути интенсификации использования ос­новных производственных фондов – повышение коэффициента сменности, сокращение сроков ремонтов, лик­видация простоев и т. д. Рост выработки машин в стро­ительстве достигается в основном за счет улучшения внутрисменного использования, так как их среднесуточ­ное время работы за последние 15 лет изменилось не­значительно.

Улучшение использования парка строительных машин зависит от правильной организации эксплуатации, тех­нического обслуживания и ремонта машин. В связи с этим важно концентрировать строительную технику в специализированных организациях — трестах, управле­ниях механизации.

Необходимо также проводить дальнейшую специа­лизацию ремонтных предприятий на основе  широкого внедрения агрегатного метода ремонта, осуществлять их строительство в перспективных районах, что позво­лит снизить расходы и сократить время на транспорти­рование машин.

В целях сокращения непроизводительного использо­вания основных производственных  фондов государство предусматривает такие экономические рычаги, как пла­та за фонды, нормативы и технико-экономические пока­затели их использования.

Установление платы за фонды позволило сократить приобретение лишней техники, резко изменило отноше­ние к средствам производства коллективов и руководи­телей строительных организаций и предприятий.

От степени использования производственных средств зависят общие результаты работы коллектива, например, выполнение плана прибыли и размеры начисляемых фон­дов экономического стимулирования.

Владельцы   фондов — строительные   организации, тресты, управления механизации и ремонтно-механических предприятий — вносят в государственный бюджет плату за их пользование. Размер платы за фонды ис­числяется по установленным нормам в пределах от 2 до 6 % их среднегодовой первоначальной стоимости без вы­чета износа и зависит от уровня рентабельности и сос­тава основных фондов организации. Если введение пла­ты за фонды вызовет значительное снижение, плановой расчетной прибыли организации до размеров, не до­статочных для образования фондов экономического сти­мулирования, она может быть временно по решению вы­шестоящей организации освобождена от платы.

В целях предупреждения  создания и сокращения сверхнормативных запасов плата взимается не только с действующих основных производственных фондов, но и со сверхплановых запасов неустановленного оборудо­вания, Наряду с этим предусмотрен ряд льгот для орга­низаций, успешно осваивающих новую технику и вновь вводимые в действие производственные мощности. Не взимается плата за вновь вводимые основные производ­ственные фонды, созданные за счет фонда развития про­изводства в течение двух лет после их ввода в действие, фонды, созданные за счет кредита банка до погашения ссуд, а также предназначенные для очистки водного и воздушного бассейнов и обеспечивающие улучшение ох­раны труда и производственной санитарии.