Основные производственные фонды. Показатели использования основных фондов. Основные пути улучшения использования основных производственных фондов, страница 3

В строительстве все еще есть значительное количество избыточ­ной техники. Использование ре­жимного времени основных ма­шин, как установлено исследова­ниями, составляет примерно 30— 45%.

Данные табл. 1 показывают, что удельный вес машин с истекшим сроком службы значительно выше, чем избыточное количество рабо­чих машин. Все это свидетельству­ет: степень износа строительной техники высока. В некоторых уп­равлениях механизации она дос­тигает 70—75%. Степень износа ОПФ в целом возросла с 37% в 1995 г. до 44,6% в 2000 г. Показа­тели обновления ОПФ упали с 11,8% в 1990 г. до 1,2% в 1999 г., выбытия техники из строя снизи­лись соответственно с 5,2 до 1,5%. Амортизационные отчисления в подрядных строительных органи­зация уменьшились за те же годы с 7,3 до 2,9%.

Таблица 1

Показатели

Данные за 1990 г.                1999 г.

% снижения в 1999 г. в сравнении с 1990 г.

Избыток техники в 1999 г. тыс. шт./%

Удельный вес машин с истекшим сроком службы, %

Объем выполненных строительно-монтажных работ, %

100

33

67

Строительные машины, тыс. шт.:                                        экскаваторы 

66,5

28,4

57,3

6,4 /22,5

37,6

бульдозеры

68,3

27,8

59,3

5,3/19,1

47,3

Краны: башенные

21,7

10,8

50,2

3,6 /16,6

54,2

автомобильные

56,1

22,9

59,2

4,4 /19,2

35,6

пневмоколесные

14,1

5,9

58,2

1,2 /20,3

48,6

гусеничные

15,65

8,4

46,3

3,2 /38,1

58,4

Корни этого явления прежде всего следует искать в процессе формирования средств на реновацию. Такие средства аккумулируют­ся за счет амортизационных от­числений и прибыли, объемы ко­торых незначительны. В период перехода к рыночным отношениям произошли резкие изменения в экономике строительства и мето­дах хозяйствования строительных организаций. Основные производ­ственные фонды, выкупленные у государства по заниженным це­нам, перешли в руки строительных фирм. Страну захлестнула гипе­ринфляция, вызвавшая глубокий экономический кризис. В строи­тельстве резко снизилась инвести­ционная активность (объем инвес­тиций в 2000 г. по сравнению с 1990 г. составил 26%). Переход на новую форму ценообразования строительной продукции вызвал деформирование сметной норма­тивной базы в сторону занижения реальной стоимости строитель­ства. В условиях чрезмерной на­логовой нагрузки и сокращения объемов работ многие строитель­ные организации практически ста­ли работать «на выживание», а на покрытие заработной платы ис­пользовали даже амортизационные средства.

В 1999 г. по сравнению с 1990 г. рентабельность строительного производства уменьшилась в 3 раза, а это означает, что прибыль на 1 руб. затрат на подрядных работах сократилась с 18,2 коп. до 6,6 коп.

В последние годы в России ста­ли приобретать импортную строи­тельную технику, которая по ряду параметров превосходит отече­ственную. В 1999 г. импортная тех­ника в общем ее количестве со­ставляла (в %): одноковшовые экс­каваторы — 19,2, бульдозеры — 12,2, скреперы — 32,2, краны ба­шенные — 9,7, автомобильные — 12, пневмоколесные — 27,3, гусе­ничные — 34,4.

Сейчас большинство парков механизации нуждается в пере­формировании. Назрела необхо­димость укрупнить производствен­ные подразделения фирм механи­зации, рационализировать аппарат управления, освободиться от изно­шенной техники и избыточных площадей, занимаемых базами.