Управление продуктом: Методические указания по выполнению курсового проекта и проведения практических занятий, страница 18

Ранг товарной линии по общему (первая цифра)
и по среднему (вторая цифра) объемам продаж

Товарная линия

Период

Решение

1

2

3

4

5

6

I (                         )

II (                         )

III (                         )

2.5.2. Более точные результаты могут быть получены при анализе динамики суммарного и среднего объемов продаж (рис. Рис. 1 и рис. Рис. 2 соответственно). Положительные тенденции можно закреплять и поддерживать, либо пустить дело «на самотек», направив усилия на более срочные дела. С отрицательными тенденциями следует бороться.

Из рисунков видно, что товарная линия 1 укрепляется на рынке. Если вначале ее объемы продаж уступали миксерам, то к концу она стала устойчиво лидировать. Это – дополнительный аргумент в пользу ее расширения.

Линия 3, которая вначале обеспечивала наибольший объем продаж, правда, за счет большого количества не очень «сильных» товаров, теперь утрачивает свои позиции. По общему объему продаж ее обогнала линия 1. Это – тревожный симптом, в перспективе следует подумать о модификации данной линии.

2.5.3. Выводом из анализа товарных линий должен стать ответ на вопрос, что делать с каждой линией: удалять, модифицировать, расширять, оставлять без изменений.

Из табл. 4 следует, что при условии работы только с существующими линиями надо разрабатывать новый чайник (линия 1) и снимать с производства кофеварки (линия 2).

2.6. Построение матрицы Бостонской консультационной группы

Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) является простым и наглядным инструментом для анализа ассортимента в краткосрочной перспективе[9]. Однако при построении ее «классического» варианта [2] используется доля рынка товара, сравниваемая с долей рынка сильнейшего конкурента. В качестве границы высоких и низких темпов роста объема продаж берется средняя скорость роста по отрасли или по национальной экономике в целом. Определить все эти численные значения бывает достаточно сложно и дорого. Поэтому матрица БКГ, особенно для долгосрочного анализа, часто строится на основе экспертных оценок. Предлагается и множество модификаций этой матрицы.

Одну из этих модификаций, основанную на исследовании объемов продаж, предлагается использовать в данном проекте. Методика основана на материалах статьи [8].

Построение модифицированной матрицы БКГ происходит на основе данных табл. Таблица 2.

При использовании матрицы Бостонской консультационной группы каждому товару ставится в соответствие точка