Управление продуктом: Методические указания по выполнению курсового проекта и проведения практических занятий, страница 13

Результатом данного этапа должна являться матрица совмещенного ABC XYZ анализа, в которой каждый товар размещен в соответствующей клетке, а также рекомендации по работе с товарами каждой категории.

2.4. Анализ стратегической гибкости

2.4.1. АВС анализ можно использовать для оценки стратегической гибкости. Если принять соотношение 20/80 (параметры категории А) за норму, то бóльшие значения соответствуют высокой гибкости, а меньшие – низкой.

2.4.2. Доля товаров-лидеров в объеме продаж организации также определяет стратегическую гибкость ассортимента. Если все 12 товаров, предлагаемых для анализа в задании к курсовому проекту, имеют равные доли в объеме продаж организации, то это соответствует максимальной стратегической гибкости. В этом случае доля трех товаров-лидеров будет равна 3/12=0,25. Если же продажи организации практически полностью зависят от трех товаров-лидеров, то стратегическая гибкость будет минимальна, а доля товаров-лидеров будет близка к 1.

Для анализа рассчитывается коэффициент С+ – суммарная доля товаров, имеющих максимальный объем продаж в каждом периоде. Обычно берутся три товара, что и предлагается сделать в данном проекте.

Для разных периодов состав лидеров может меняться. Например, в первом периоде лидерами будут товары 1, 2, 3,  в шестом – 2, 3, 11.

Данные по периодам сводятся в табл. Таблица 3.

Значение С+ для периода 1, например, было получено по формуле

(37,6+45,9+47,2)/320,7=0,41.

Анализ сводится к нахождению ответов на следующие вопросы:

· каково значение С+ в последнем периоде и какова стратегическая гибкость в этом периоде (высокая или низкая). В первом приближении можно считать, что гибкость можно считать низкой, если значение С+ превышает 0,8.

Таблица 3

Расчет доли трех товаров-лидеров по периодам. Пример

Период

1

2

3

4

5

6

Объем продаж товара 1, млн. руб.

37,6

36,0

36,2

Объем продаж товара 2, млн. руб.

45,9

44,4

43,9

43,8

41,9

41,3

Объем продаж товара 3, млн. руб.

47,2

48,3

49,7

50,9

51,4

53,4

Объем продаж товара 11, млн. руб.

34,1

37,5

39,9

Общий объем продаж, млн. руб.

320,7

320,2

333,0

340,4

346,6

344,1

C+

0,41

0,40

0,39

0,38

0,38

0,39