Мосты с пролетными строениями комбинированных систем, страница 2

Другая конструкция балок жесткости или затяжек представля­ет собой пространственный ростверк, где продольные элементы объединяются мощными поперечными балками. Подвески в такой конструкции крепят к поперечным балкам (рис. 26.8, а, б).

На рис. 26.8, а показано поперечное сечение пролетного строе­ния в виде жесткой арки с гибкой затяжкой и наклонными подвес­ками (см. рис. 26.6, а) с размерами, принятыми в проекте моста через пролив Фемарн (Дания, главный пролет — 284 м). Продоль­ные балки имеют небольшое сечение и совместно с ортотропной плитой проезжей части работают как затяжка жестких арок. В этом сечении есть и еще одна особенность, которую достаточно часто применяют в современных комбинированных системах в ви­де совместно работающих арки и балки. Для уменьшения свобод­ной длины арок, лучшего обеспечения их устойчивости и вовлече­ния арок в совместную работу обе арки в замковой их части све­дены вместе так, что плоскости основных систем расположены под острым углом к плоскости проезжающей части. Такое решение уменьшает свободную длину арок вдвое.

Достаточно часто в настоящее время создают только один ароч­ный пояс по оси пролетного строения (см. рис. 26.8, б). В этом случае взаимодействие арки и пространственной жесткой балки в виде ростверка происходит через жесткие поперечные балки, к которым и крепятся подвески. Это решение требует особого внима­ния к вопросам устойчивости гибкой арки из вертикальной плос­кости. Размеры на рисунке — по данным проекта моста около г. Зальцбурга в Австрии (пролет 134 м).

Однако наиболее часто применяется решение, при котором каж­дая вертикальная плоскость главных несущих конструкций содер­жит и арочный пояс, и балку жесткости. На рис. 26.8, в приведено современное сечение, достаточно характерное для жестких балок, поддерживаемых гибкой аркой снизу (см. рис. 26.7, а).


Если в пролетном строении арочный пояс находится под бал­ками жесткости в крайних пролетах, а в среднем пролете он рас­положен над проезжей частью, может быть применено решение из проекта моста через р. Фрейзер в Канаде (см. рис. 26.8, г) с глав­ным пролетом, равным 366 м.

Рис. 26.8. Типы поперечных сечений                       Рис. 26.9. Схема пролетного строения рамно-

комбинированных пролетных строений                               балочной системы: 1 – опорная   стойка;  

                                                                                                   2 – дополнительный подкос; 3 – шарнир

Кроме различных комбинаций балок и арок, в достаточной сте­пени распространены пролетные строения рамно-балочной систе­мы (рис. 26.9, а, б), которые во время постройки работают как балочные, а затем введение в ра­боту дополнительного наклонно­го элемента превращает конст­рукцию в рамную. Такой порядок монтажа пролетного строения позволяет легко осуществить ре­гулирование усилий в главных балках. Пригружая крайние про­леты, балке придают выгиб вверх, а потом фиксируют положение дополнительных подкосов, которые закрепляют начальный выгиб балки. После этого пригруз снимают. За счет работы дополнительных подкосов в сечениях балки создаются напряжения, обратные по знаку тем, которые возникнут в эксплуатации. Это решение позволило создать рацио­нальные конструкции пролетных строений. Но при проектирова­нии таких мостов возникает достаточно серьезная проблема защи­ты шарниров в узле, объединяющем стойку и дополнительный подкос от воздействия воды при паводке. Кроме того, приходится строить широкие промежуточные опоры, закрывающие стойку и подкос. Рамно-балочная система может быть применена разрезная (рис. 26.9, б), неразрезная (см. рис. 26.9, а) и консольная с уста­новкой шарниров в боковых пролетах.

Важной особенностью всех комбинированных систем можно счи­тать удобство регулирования усилий в них. Это легко осуществля­ется в рамно-балочной системе. Но не меньшие возможности в этом отношении имеют и все системы в виде комбинации балоч­ных и арочных элементов (см. рис. 26.6 и 26.7). В системах, яв­ляющихся разновидностями гибкой арки с жесткой затяжкой, ре­гулирование моментов в балке может быть достигнуто эксцентрич­ным приложением распора арки. Арочный пояс центрируют не на ось балки, и на ее верх, создавая эксцентриситет приложения рас­пора, равный части высоты балки жесткости. В результате в се­чениях балки возникают моменты, противоположные по знаку эксплуатационным. Это действие можно усилить при необходимос­ти созданием дополнительного распора. Еще в большей степени поддаются регулированию усилий неразрезные пролетные строе­ния с подпружными участками над промежуточными опорами (см. рис. 26.7, б).

Сначала монтируют балку, не объединенную с подпружными арками, затем домкратами, установленными на промежуточных дополнительных опорах, балку выгибают вверх в крайних и среднем пролетах. После этого полученные деформации закрепляют, объединяя с балкой арочные шпренгели. В результате в сечениях балки создаются моменты, обратные эксплуатационным.

Регулирование усилий в балках комбинированных систем по­зволяет обеспечить наивыгоднейшие условия работы сечений и создавать эффективные конструкции для перекрытия средних и больших пролетов.