Основные мероприятия по охране окружающей среды при приготовлении дорожно-строительных материалов и работ на дороге, страница 3

Работы дорожных машин характеризуется частой сменой нагрузочных режимов работы двигателя. Причем токсичность дизелей увеличивается как при снижении рабочей нагрузки, та и при ее повышении. Установлено, что минимальную удельную токсичность отработавших газов имеют дизельные двигатели при 60-70 % рабочей нагрузки. Исходя из этого можно определять оптимальный режим работы дорожных машин при выполнении технологических процессов.

Еще одним значительным источником загрязнения воздуха при устройстве дорожных одежд являются органические вяжущие материалы, смеси на их основе и средства ухода за покрытиями. Для устройства покрытий чаще всего используются асфальтобетонные смеси на основе нефтяных битумов, которые содержат канцерогенный бензапирен. В обычных условиях при устройстве покрытий с соблюдением Санитарных норм и правил производства работ концентрация бензапирена в атмосфере не превышает нормативов ПДК.

При массовых работ по строительству асфальтобетонных покрытий в атмосферу выбрасываются другие токсичные углеводороды, причем количество выбросов прямо пропорционально температуре укладки смеси. Эффективным методом снижения выбросов углеводов является замена битумов при производстве асфальтобетона битумными эмульсиями.

Почти все технологические процессы по строительству автомобильных дорог вызывают выделение пыли, загрязняющей атмосферный воздух. Выделение пыли происходит при: разработке грунта и каменных материалов;

транспортировании транспортных средств по временными грунтовым дорогам; каменных и других материалов; производстве и переработке дорожно-строительных материалов и др.

Образование пыли обусловливают недостаточная влажность грунтов и других материалов, наличие в грунтах дисперсных пылеватых и глинистых частиц, а также ветровые воздействия.

Образование пыли может происходить при любых способах разработки и перемещения грунта. Кроме способа гидромеханизации. В наибольшей степени пылевые уносы возникают при свободном от ограждающих экскаватором, работе грейдер-элеваторов, работе бульдозеров, грейдеров.

Основную долю (70-90 %) в балансе всей выделяемой пыли при строительстве автомобильных дорог составляют временные подъездные дороги. Интенсивность пылевыделение с них зависит от состояния покрытия, скорости движения транспортных средств и климатических условий. Значительное загрязнение воздуха пылью возникает при погрузочно-разгрузочных работах.

Для исключения загрязнения воздуха пылью, превышающего предельно допустимые нормы, необходимо проводить мероприятия по пылеподавлению и снижению пылеватости при выполнении технологических процессов по строительству.

При разработке грунтов и каменных материалов снижения пылевыделений можно достичь путем полива водой мест разработки. С этой же целью необходимо уменьшить количество перевалок пылящих материалов, а при погрузочно-разгрузочных работах применять гидроорошение.

Обеспыливание временных подъездных или объездных дорог производится обычно путем поверхности или обеспыливающими материалами.

При выполнении -технологических процессов но строительству и ремонту дорог значительное загрязнение атмосферного воздуха вызывается эксплуатацией асфальтобетонных заводов, заводов по производству каменных материалов и других предприятий.

Выделение химических продуктов в процессе приготовления асфальтобетона зависит от конструкции смесителей и сушильных барабанов, вида применяемого топлива, вида вяжущего и других материалов. Для контроля выбросов в атмосферу вредных веществ используются показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) с учетом степени рассеивания в атмосфере. Для некоторых видов производств используют показатели предельно допустимых выбросов (ПДВ), которые определяют содержание веществ в отбрасываемых газах. Такой подход позволяет объективно контролировать степень эффективности комплекса защитных и улавливающих устройств.